Листая семейный альбом, пожелтевший от времени, я рассматриваю старые фотографии. Среди десятков лиц выделяется очень импозантный мужчина – мой прадед Михаил. На снимках почти вековой давности он запечатлен то в стенах медицинского института, в котором преподавал, то в кругу своих многочисленных родственников и товарищей. Но с детства меня особенно привлекала фотография времён Первой мировой, где мой предок изображён сидя в дубовом кресле, облаченный в белогвардейскую форму, и сжимающий в руке шашку. За этими снимками кроется история одного человека, в которой отражается тяжёлое и полное испытаний время, выпавшее на долю наших предков: Первая мировая война, три революции, Гражданская война, Великая Отечественная… Люди той эпохи, нередко проявлявшие невероятное мужество и стойкость, стали символом силы и духа для многих поколений.

Как стал медиком
Кандидат медицинских наук, доцент Михаил Викторович Кубарев родился в 1889 году в городе Самара в семье священнослужителя. Многое на его родине связано с атаманом Степаном Разиным, который со своими товарищами разбойничал в Жигулевских горах. В советское время город стал именоваться Куйбышев — в честь известного государственного деятеля СССР. Всю жизнь прадед провел среди живописных просторов – зелёных гор, деревянного зодчества, и загадочных тёмно-синих вод Волги. Невероятной красоты волжские пейзажи во все времена служили вдохновением для многих русских поэтов и прозаиков.
В первой половине 1900-х годов Михаил Кубарев покидает отчий дом и отправляется в Варшаву. Его целью было поступление на медицинский факультет очень престижного в те времена Варшавского университета. Михаил был учеником культового профессора-дерматовенеролога Петра Васильевича Никольского, который не просто основал кафедру, но и клинику кожных и венерических болезней со своей лабораторией и музеем.

Первое испытание
Тем временем Первая мировая война шла полным ходом. Летом 1915 года российская армия была вынуждена отступить из Галиции, Польши и Литвы. Это произошло из-за тяжелых людских потерь и стремительного наступления германских войск. Шли ожесточенные бои в Карпатах, в которых участвовали русские и австро-венгерские войска.
После выпуска из университета жизнь подкинула Кубареву первое серьезное испытание – он был направлен младшим врачом артиллерийской бригады на империалистическую войну. Работники медицины, идущие рука об руку с солдатами, постоянно боролись за жизни своих братьев. Это были простые медсестры, заслуженные академики, доктора наук, профессора. Среди них был и мой прадед – врач-дерматовенеролог. Многое он повидал на фронте: страшные происшествия на поле боя, раненые и изувеченные солдаты. Всем нужна была помощь. Всех нужно было вернуть в строй. Для этого, рискуя жизнью и здоровьем, он неустанно трудился во благо своей родины. Приходилось лечить самые запущенные заболевания, рваные раны в тяжелейших условиях, бороться со вспышками лишая, чесотки, педикулеза. «Каждый возвращенный в строй воин – это победа».
Как прадед лечил Чапаева
После Великой Октябрьской революции вспыхнула Гражданская война 1917-1922 гг. Начался период, поляризующий общество и разбивающий семьи. Михаил Кубарев, воевавший в Первую мировую под царскими знаменами, вдруг увидел в большевиках силу, способную возродить Россию. Он стремился стать частью новой армии на основе равенства, а не сословных привилегий. Разочарование жестокостью и анархией в белых армиях, чудовищными условиями существования рабочих и крестьян в дореволюционной России побудило его перейти на сторону Красной Армии. Михаил Викторович был определен в ставшую легендарной 25-ю стрелковую дивизию, получившую имя В. И. Чапаева, которая была сформирована в 1918 году из добровольцев в Поволжье, и участвовала в ключевых сражениях Гражданской войны.
Чапаевская дивизия сражалась на Восточном фронте против войск Колчака, освободив Уфу (июнь 1919 г.) и Уральск (июль 1919 г.), а затем была переброшена на Юго-Западный фронт, где участвовала в боях против белополяков и в Киевской операции 1920 года.
Кроме того, что Михаил Кубарев был сподвижником и верным товарищем Василия Ивановича, он протянул ему руку помощи в трудный для него жизненный момент. Поскольку прадед был дивизионным врачом, ему даже доводилось лечить великого полководца, когда тот получил ранение в одном из сражений. Вспоминаются куплеты старенькой «Песни о Чапаеве» С. Болотина:
«По Уралу свинцовые хлещут дожди,
Закипает отчаянный бой,
И дерётся Чапай, партизанский начдив,
За свободный народ трудовой.
А враги наступают на каждую пядь,
С каждой вышки орудье глядит.
Но Чапаев в бою не привык отступать,
Но Чапаев всегда впереди.
Весь в крови выплывал через реку Чапай,
Вражьей пулей пробита рука…
Не шуми ты, река, не топи, не качай!
Эх, зачем ты, река, широка!
Волны стонут в тоске и бегут всё вперёд…Никого…
Только ветер гудит…
Но Чапаев не умер… Чапаев живёт!
Он, как знамя, всегда впереди!»
Профессионал в своем деле
1921 год знаменовал новую главу жизни для Михаила Кубарева. Он возвращается в родной город, и его приглашают работать в Самарский медицинский институт, в котором появилась кафедра кожных и венерических болезней. Она имела в то время 60 штатных коек и была размещена в двух деревянных бараках бывшей центральной земской больницы.
Благодаря его инициативе появилась организация самарского общества дермато-венерологов. Мой предок был не просто лекарем, но и научным исследователем: занимался вопросами предупреждения и ликвидации кожных венерических болезней. В целом 30 лет своей жизни он отдал подготовке врачей. Помимо этого, вел активную общественную деятельность – избирался депутатом городского и ленинского районного совета депутатов трудящихся нескольких созывов.

Целитель на фронтах ВОВ
Когда вспыхнул пожар Великой Отечественной войны, прадед уже был подполковником запаса РККА. Впоследствии занимался развертыванием госпиталей при фронтах, ни на миг не прекращал лечить пострадавших советских бойцов. Он отмечен множеством наград, среди которых – особо почетный Орден Ленина.
Когда Михаил Кубарев внезапно скончался в 1960 году, в местной газете о нем написали трогательные строки: «Заслуженным авторитетом и любовью среди врачей, студентов и больных пользовался этот большой души, скромный, чуткий старший товарищ, наставник и целитель. Память о Михаиле Викторовиче надолго сохранится в сердцах всех, знавших его».
По следам моих предков
В 2019 году я впервые ступила на родину моего предка. Увидела тот самый мединститут. Сходила на «Лысую гору», с которой открывается невероятный вид на Волгу и Жигулёвские ворота. На самарском городском кладбище мне удалось найти могилу Михаила Викторовича – скромный обелиск, скрывшийся от посторонних глаз в тени деревьев. Мне известно, что в местном Краеведческом музее даже есть стенд с информацией и фотографиями моего прадеда. Но, волею судьбы, попасть у меня туда не получилось. Что ж, будет повод вновь вернуться в Самару.

Достойное продолжение
Михаил оставил после себя двух сыновей: Евгения и Владимира (моего дедушку). Первый – выдающийся советский и российский лингвист, фронтовик. Второй – полковник медицинской службы, последовавший по стопам своего отца и ставший врачом-дерматологом.
Меня не раз посещали мысли о том, что наши предки оставили неизгладимый след в жизни, и пока мы помним о них, они живы. Когда память умрет – только тогда их не станет окончательно. В этот момент мы утратим часть истории, часть себя, мы потеряем свою совесть.

Текст: Анастасия Кубарева