Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Беларуси Сергей Сыранков пообщался с журналистом итальянского издания «L’Antidiplomatico».
Публикуем перевод на русский язык.
1. Александр Лукашенко получил на выборах более 86% голосов — подавляющий результат при крайне высокой явке, к которой либеральные демократии уже не привыкли. Как можно объяснить такую поддержку?
Александр Лукашенко уже 30 лет руководит нашей страной и за это время он не только словом, но и делом доказал, что защищает интересы большинства белорусского народа, стоит на страже суверенитета и независимости нашего государства, противостоит глобализму и западному неоколониализму. Несомненно, в Беларуси он пользуется большим авторитетом и поддержкой, особенно сейчас, когда люди видят, что мы тоже могли бы скатиться в войну и разруху. Поэтому такой процент голосов, отданных за него, вполне объясним и понятен.
2. Хотя ваш результат значительно ниже, чем у президента Лукашенко, вы заняли второе место. Какие политические цели ставила перед собой Коммунистическая партия на этих выборах и как вы оцениваете их итоги?
Прежде всего, мы хотели мобилизовать партию, вдохнуть в нее новую жизнь, поскольку партии живут и развиваются только тогда, когда активно участвуют в выборах всех уровней. Кроме того, мы тщательно подошли к разработке программы кандидата от КПБ, получился фундаментальный труд, о содержании и идеях которого мы рассказывали во время агитации, пропагандировали его, тем самым делая узнаваемым наши идеи и Коммунистическую партию в целом.
Мы считаем, что получили достойный результат в текущих условиях, своих целей мы добились, позиция партии вызвала интерес, в нее начался приток новых членов. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уже начинаем готовиться к следующим выборам.
3. В Белоруссии Коммунистическая партия является партией власти. В чем различия во взглядах и программе у вас и президента Лукашенко?
Мы настаиваем на усилении и углублении тех социальных преобразований, которые Александр Лукашенко сохранил и развил с советского времени, считаем, что они должны иметь не просто социальных, но социалистический характер, к этом есть все предпосылки. За последние тридцать лет на нашу страну влияли самые разные тенденции, хотя мы и сохранили свою социально-экономическую модель, но и либеральные влияния тоже были. Например, введение контрактной системы для работников, что, на наш взгляд, существенно ограничивают права трудящихся. Возможно, раньше, в условиях переизбытка рабочей силы такая мера и была чем-то оправданна, но сейчас ощущается ее нехватка и мы в своей программе призываем к отмене контрактной системы найма и замене ее на бессрочные трудовые договоры. Это более прогрессивная форма трудовых отношений.
4. Белоруссия — постсоветская страна, которая не отрекается от своего прошлого. Какие элементы советского наследия сохранились, и как поддерживается историческая память?
Сохранению исторической памяти в нашей стране уделяется очень много внимания. У нас не было и, уверен, не будет никакой «десоветизации», «декоммунизации» исторической памяти, потому что для нас советские символы, герои, даты – священны. С ними связаны величайшие достижения и подвиги нашего народа.
Памятники Ленину, другим деятелям советского времени, монументы, связанные с Великой Отечественной войной – все это у нас не только сохраняется, но открываются новые. У нас великолепный новый музей истории Великой Отечественной войны, над которым гордо реет флаг Советского Союза. И это очень символично, показывает то, что мы действительно ценим и бережем.
5. Вы предлагаете включить в Конституцию упоминание о социализме. Какой вы видите социализм XXI века и каким, на ваш взгляд, должно быть социалистическое государство в Европе?
Социализм XXI века может стать реальностью, потому что сегодня у нас есть технологии, в частности, цифровые, которых не хватало при создании первых социалистических обществ. Эти технологии могут нам позволить более рационально планировать производство и потребление, снижать издержки, минимизировать финансовые спекуляции, добиваться более равномерного доступа к благам и услугам для большинства людей.
Социалистическое государство может быть построено на основе современных технологий, но только тогда, когда доступ к ним будут иметь все желающие, а не только избранные, поэтому сейчас так важно бороться именно с технологической отсталостью, преодолением отставания в этой сфере, в ограничении аппетитов цифровых гигантов, в недопущении манипулирования сознанием масс посредством таких технологий, как искусственный интеллект. Научно-технический прогресс нельзя остановить, но можно сделать так, чтобы он работал для блага всего человечества, а не только тех, кто делает из этого средство для собственного обогащения.
6. Коммунистические и левые партии на Западе переживают глубокий кризис. Какие у вас с ними отношения и как вы позиционируете себя в международном коммунистическом движении?
Мы открыты к общению и взаимодействию с нашими товарищами на Западе, но при этом мы позиционируем себя как лево-патриотическая партия, которая опирается на нашу советскую традицию. Это значит, что для нас в приоритете защита интересов человека труда, мирное развитие, дружба народов, антифашизм. Мы с большим скепсисом относимся к тому, что во многих западных странах левые движения слишком далеко ушли от изначального смысла нашей борьбы, превратились в свой антипод, занимаясь совершенно оторванной от жизни повесткой, перестали быть авангардом рабочего класса. Однако надеемся, что все это временно и левые движения и на Западе обратятся к своим истокам и классике марксизма-ленинизма.
7. Как вы оцениваете отношения между Минском и Пекином? Каково ваше отношение к Китаю?
Беларусь и Китай сегодня связывают прекрасные политические отношения, очень динамично развиваются экономические. Эти отношение получили название «железного братства и всепогодного стратегического партнерства». Что говорит об их высоком статусе.
Мы видим в Китае, в Коммунистической партии Китая своих надежных союзников и партнеров, а также один из факторов развития для Беларуси, поскольку китайские товарищи не просто продают нам свои товары, но и делятся технологиями, чтобы мы у себя могли развивать производство и создавать рабочие места. И это отношение Китая очень отличается от западного колониализма.
8. Среди ваших предложений есть расширение Союзного государства за счет включения КНДР. Чем эта идея мотивирована с коммунистической точки зрения? Рассматриваете ли вы возможность присоединения других стран?
Мы уважаем правительство и народ КНДР за ту стойкость, которую они проявили за последние десятилетия в своей справедливой борьбе против империализма. Мы видим, как сейчас при проведении Россией специальной военной операции на Украине КНДР ей помогает и это тоже вызывает у нас глубочайшее уважение. Мы считаем, что нужно теснее сотрудничать с КНДР, рассмотреть возможность ее приглашения в наши интеграционные объединения.
Конечно же, мы хотели бы видеть в наших союзах и других участников, разделяющих наши ценности, принципы и подходы.
9. Как вы оцениваете возрождение фашизма и популярность ультраправых движений и лидеров в Европе, на Западе и даже в некоторых странах Латинской Америки?
Рост ультраправых настроений, приход к власти политиков такого толка – это очень тревожные тенденции. Только недавно мы слышали претензии Трампа в отношении Гренландии, Канады, панамского канала, видели жест Маска, очень напоминающий фашистское приветствие, слышали речь президента Аргентины Милея в Давосе, где он, по сути, провозгласил новый крестовой поход против социализма и социальной справедливости. Это все не случайности или выходки фриков, это говорит о нарастающей фашизации западных обществ и мы видим в этом для себя прямую угрозу, с которой необходимо совместно бороться.
И здесь я не могу не завершить свой ответ словами великого американского писателя Эрнеста Хемингуэя: «Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
10. Лукашенко объявил, что этот срок будет для него последним. Как вы готовитесь к 2030 году и какой видите Белоруссию после Лукашенко?
Не будем загадывать, дай Бог нашему Президенту здоровья, которое бы позволило ему быть Главой государства столько, сколько того хотят белорусы. А мы, в КПБ, будем готовиться к ближайшим выборам в Парламент в 2029 году, и к выборам Президента в 2030. У нашей партии есть большой потенциал, и мы намерены его наращивать – увеличивать численность наших рядов, узнаваемость наших лидеров, их авторитет среди трудового народа.
А Беларусь будущего мы видим одним из передовых и высокоразвитых социалистических государств мира – мирным, открытым, примером для многих европейских стран.