Уважаемые товарищи! Сегодня мы находимся в этом символическом месте, где в 30-е гг. ХХ века происходила одна из страшнейших трагедий не только белорусского, но и всех народов, оказавшихся после 1921 года под властью белопольского буржуазно-помещичьего режима.
После несправедливого рижского мирного договора наша родная Западная Беларусь оказалась в лапах тюрьмы народов буржуазно-помещичьей Белопольши. Под ее властью массово угнетались национальные меньшинства – белорусы, украинцы, литовцы, евреи; рабочие и крестьяне; политическая оппозиция, прежде всего коммунисты и их союзники.
После своего искусственного создания под покровительством западных империалистов вся буржуазно-помещичья Белопольша находилась в перманентном кризисе. Массовые недовольства господствующим социальным и национальным угнетением привели к повсеместным забастовкам рабочих в крупных промышленных центрах, сильнейшим крестьянским выступлениям, а также широкомасштабному партизанскому сопротивлению национальных меньшинств, прежде всего белорусов, украинцев, литовцев и евреев на национальных окраинах страны. Они бушевали по всей территории наспех искусственно созданного буржуазно-помещичьего белопольского государства. Ее элитам, продажным магнатам-олигархам не пришло ничего лучшего в голову как ответить на массовые недовольства установлением фашистского режима санации, что произошло в результате государственного переворота 1926 года. Однако даже это не помогло. Разгромы партийной оппозиции, аресты, травля и преследования только объединяли все прогрессивные силы. Не получив желаемого результата, следующим шагом фашистской санации Пилсудского стало формирование сети концентрационных лагерей. Старт этому процессу дало открытие в июне 1934 года лагеря в Березе Кортузской.
Он был создан по примеру немецкого концентрационного лагеря «Дахау». Целью создания концлагеря являлось физическое запугивание и психологический надлом заключенных, отбивание у них желания сопротивляться белопольскому буржуазно-фашистскому режиму санации. После, уже по примеру концлагеря в Березе-Картузской стали создаваться похожие лагеря в Белых Сарнах на Ровненщине в Западной Украине, в Бялой-Подляской западнее Бреста и многих других местах помещичье-буржуазной Белопольши.
В белопольской пропаганде не скрывалось, какую политику должен проводить фашистский режим пилсудчиков. Один из его рупоров «Газета Польска» в 1934 году открыто и нагло писала:
«Мы знаем, что должно быть в Польше, потому что именно этого мы хотим… Концентрационные лагеря. Да! Почему? Потому что очевидно, что этих восьми лет работы над величием Польши, восьми лет примера и восьми лет достижений, восьми лет консолидации — оказалось недостаточно для всех».
В общей сложности через Березу Картузскую прошло по разным подсчетам от 3 до 10 тысяч узников. Не менее 55% заключенных составляли коммунисты – авангард сопротивления белопольскому буржуазно-помещичьему режиму фашистской санации.
Через концлагерь в Березе прошли наши однопартийцы, коммунисты и комсомольцы. Наиболее известные из них: Нестор Андранюк, с 1928 года член ЦК Комсомола Западной Беларуси, узник № 1933; Степан Бурак, член КПЗБ с 1934 года, узник № 1079; Лука Волосюк, секретарь Кобринского РК КПЗБ, узник № 633; Николай Ганецкий, один из руководителей КМЗБ Виленщины, арестовывался семь раз, узник № 2927; Григорий Ситковец, член Пинского окружного комитета КПЗБ, узник № 2697; Федор Марков, член КМЗБ с 1932 года, член КПЗБ с 1934 г., впоследствии Герой Советского Союза за героические подвиги в партизанском движении в Великую Отечественную войну и многие другие наши однопартийцы.
К сожалению не всем удалось выйти живыми из концлагеря. Коммунисты и комсомольцы Александр Мазырка, узник № 511, Ян Писадзюк узник № 1826 и многие другие наши герои не вышли живыми из концлагеря. Сегодня историки считают, что таких жертв могло быть от нескольких десятков до 300 человек.
Однако перелом наступил с началом освободительного похода Рабоче-Крестьянской Красной армии 17 сентября 1939 года. Народ Западной Беларуси с воодушевлением воспринял освободительный поход под руководством мудрого товарища Сталина. Не дожидаясь прихода Красной Армии рабочие и крестьяне Западной Беларуси на местах сами брали власть в свои руки. Где белопольские оккупанты пытались оказывать сопротивление народу, там вспыхивали массовые народные восстания, такие как например в городе Скидель под Гродно.
Жители Западной Беларуси не дожидались Красной Армии для того чтобы произвести народные суды над угнетателями, магнатами-помещиками, осадниками и олигархами.
Наблюдая все это вокруг и предвидя, что могут разделить судьбу с другими угнетателями режима санации, администрация концлагерея в Березе-Кортузской во главе с его управляющим Вацлавом Костек-Бернацким в ночь с 17 на 18 сентября позорно сбежала со своих мест в направлении Румынии, где и были интернированы. Концентрационный лагерь в Березе-Картузской перестал существовать. Справедливость освобождения и национального воссоединения восторжествовала.
Сегодня, по прошествии 86 лет, хотелось бы напомнить нашим соседям и всему мировому сообществу ту историю, которая нас должна еще раз научить не повторять ошибок того времени. Национализмы различного разлива, шовинизмы и прочая политика ненависти, проводимая Западом под маской якобы патриотизма, защиты национальных интересов и прочими красивыми лозунгами, сегодня как и тогда угрожает миру и добрососедству.
Нам пытаются сказать и навязать мнение, что это все нормально. Но как можно называть нормальностью ту оголтелую милитаризацию и ненависть, которая происходит на западной стороне Буга? Как можно назвать современный марионеточный милитаристский режим в Варшаве демократическим? Колючая проволока, закрытие границ, железный забор, цензура, преследования оппозиции – вот символы той новой тюрьмы народов, которая строится в Польше и во всем Европейском Союзе. Их элиты сегодня строят новую Березу-Картузскую в масштабе всей Европы, а заключенными держат собственных простых граждан.
Коммунистическая партия Беларуси полностью солидарна со своими польскими товарищами из Коммунистической партии Польши, которую сегодня преследуют практически также как и 86 лет тому. Нашим польским товарищам грозит полный запрет. Белорусские и польские коммунисты тогда и сейчас вместе ведут борьбу против империализма и угнетения. Мы символически из стен Березы-Картузской объявляем солидарность с нашими польскими товарищами. Вас хотят сделать узниками новой Березы-Картузской, в которую превращают всю Польшу. Но вместе мы должны сказать этому нет!
Хотел бы напомнить, что погубило буржуазно-помещичий режим санации Белопольши. Это оголтелый шовинизм и национализм, ненависть к другим национальностям, пещерный примитивный феодальный капитализм, эксплуатация рабочих и крестьян. Коммунисты тогда противопоставили этому всему дружбу народов. В рядах сопротивления плечом к плечу боролись с фашизмом поляк и белорус, украинец и еврей, литовец и русский.
В преддверии Дня народного единства 17 сентября, хотелось бы напомнить, что единство нашего народа строится на принципах справедливости, равенства и интернационализма. Власть в интересах большинства, а не узкой группы помещиков или олигархов, равенство возможностей вместо государства только для избранного меньшинства и дружба народов вместо пещерного национализма и шовинизма – вот основа нашего народного единства.
Могу заверить, что коммунисты Беларуси стоят в одном ряду, плечом к плечу с нашим Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко в отстаивании нашим базовых ценностей народного единства. Вместе мы победим!