Ю.Пилсудский – основатель современной восточной геополитики Польши

Доклад и.о. секретаря ЦК КПБ по идеологической работе, депутата Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь В.С.Леоненко
Версальский мирный договор заложил основы послевоенного развития мира. Новое мироустройство рождалось из хаоса первой мировой войны. Политическая карта Европы кардинально изменялась. На месте рухнувших империй возникли национальные государства. В политическое движение были вовлечены широкие народные массы. Новое устройство мира требовало глубокого осмысления реальности и определения нового вектора развития, а также иной конфигурации политических институтов этих стран. Молодые суверенные государства осуществляли поиск «места под солнцем» в соответствии со своими геополитическими интересами и раскладом внутриполитических сил. К власти приходили представители буржуазно-помещичьих классов. Хронологически становление политических систем вновь образованных государств проходило в 20-е годы ХХ века. Поскольку готовых ответов ни у политического сообщества, ни у рядовых граждан не было, они искали помощь и покровительство у ведущих европейских стран – Англии и Франции, которые, в свою очередь, использовали эти государства в своих геополитических интересах. Версальская система международных отношений в значительной степени была направлена против Советской России, на западных рубежах которой возник так называемый «санитарный кордон». Он включал в себя группу государств с антисоветскими режимами (Польша, Венгрия, Румыния и др.), которой предполагалось играть роль барьера, отделявшего очаг «красной опасности» от «европейских демократий».
В этих условиях Польше было необходимо выработать собственную стратегию государственного развития. Само время потребовало соответствующей политичес-
кой фигуры, способной дать четкие, понятные всем полякам установки, которые сплотили бы нацию. Такой фигурой и стал Юзеф Пилсудский. Будучи по происхождению белорусским дворянином (сыном богатого помещика Виленской губернии), Ю.Пилсудский тем не менее стал выразителем именно польского менталитета, уязвленного национального самосознания поляков. Будущее Польши Юзеф Пилсудский видел в возрождении идеи «сильной Польши», в возвращении к границам Речи Посполитой 1772 года. К достижению этой цели он шел целенаправленно и упорно.
В 1906 году после раскола Польской социалистической партии Пилсудский возглавил ее правую, националистическую часть. В годы Первой мировой войны Пилсудский был на стороне Германии и Австро-Венгрии. Однако, убедившись, что Германия вовсе не ставила себе целью объединение Польши, он «качнулся» в сторону стран Антанты. В 1918-1922 годах Пилсудский – «начальник (диктатор) государства».
Возрождение независимой Польши 11 ноября 1918 года актуализировало проблему формулирования государственной идеологии как основы ее геополитической стратегии. Одним из таких вариантов стала идея прометеизма, которая предполагала руководящую роль Польши в Восточной Европе и направленная, главным образом, против России.
Авторы данной концепции должны были учитывать то обстоятельство, что федеративное государство может быть создано при условии добровольного объединения всех участников этого процесса. При отсутствии доброй воли соседних территорий эта идея превращалась в профанацию. Поэтому для правительства Пилсудского дело оставалось за малым: необходимо сначала содействовать государственной независимости всех этих территорий от России, а затем убедить их руководство и народы в политической целесообразности и экономической пользе для них такого федеративного устройства. Разумеется, это должны быть буржуазные демократии. Однако нельзя было сбрасывать со счетов фактор «советской России».
Впервые сторонники Пилсудского заговорили о федерации с Беларусью 5 октября 1918 года в «Декларации в вопросе Белой Руси». Политика Польши в отношении белорусской этнической территории отличалась разными тактическими подходами.
Территории Виленской и Гродненской губерний оставались в сфере влияния местного польского населения. В губерниях же с незначительным польским элементом поддерживалось белорусское национальное движение. Критически оценивая возможность создания белорусского государства, Генеральный штаб Польши в июле 1919 года разработал проект образования автономного округа в составе Минской и Могилевской губерний, как центра возрождения белорусского народа, который должен был войти в федерацию с Польшей. Когда страны Антанты признали Беларусь частью России, руководство Польши резко изменило свою позицию по отношению к белорусским землям. Речь велась уже не о федерации, а об автономии Беларуси в составе Польши. В начале 1919 года белорусская проблема стала рассматриваться в контексте военной кампании на востоке. Из различных патриотических вооруженных формирований Пилсудский создает национальную армию, которую с 1919 года стало вооружать и поддерживать французское правительство. Пилсудский, отвергая все предложения советского правительства об установлении дипломатических отношений, начал в феврале 1919 года захват белорусских, литовских и украинских земель.
Несмотря на провозглашенные «благородные» намерения в отношении Беларуси, пилсудчики занимались здесь банальным мародерством и грабежами мирного населения. Летом 1920 года в связи с угрозой потери оккупированных территорий только Брестская поддирекция железной дороги вывезла 1320 вагонов различного имущества из Беларуси. Кроме того, на оккупированной белорусской территории был установлен жестокий режим репрессий. Осенью 1919 года было арестовано и отправлено на принудительные работы в Польшу около 20 тысяч гражданских лиц. Особенно жестоко расправлялись власти с подозреваемыми в симпатиях к советской власти.
Территориальные притязания Польши на некоторое время прекратились в 1923 году в связи с уходом Ю.Пилсудского в отставку с высших постов в государстве, чтобы с новой силой возродиться после майского переворота в 1926 году. Чтобы убедиться в том, насколько Ю.Пилсудский и его единомышленники собирались воплощать в жизнь идею федерализма, достаточно проанализировать текст Рижского мирного договора от 18 марта 1921 года и последующую политику на присоединенных восточных землях. Как известно, по Рижскому договору, обе стороны признали право белорусского народа на создание собственного государства. Они также затронули белорусскую проблематику в процессе определения польско-советской границы и в ходе решения финансовых и экономических вопросов. Польша признала факт присутствия белорусского населения на территориях, перешедших под ее контроль, и взяла на себя обязательство уважать права белорусского национального меньшинства.
Используя оппозиционные настроения и недовольство политикой правительства, которое не справлялось с внутриполитической ситуацией, грозящей перерасти в хаос, 12-14 мая 1926 года Ю.Пилсудский осуществил военный переворот. Он стал фактическим диктатором Польши, совмещая в своем лице должности военного министра и генерального инспектора вооруженных сил, а также премьер-министра.
В Польше утвердился авторитарный режим «санации», заключавшийся в «оздоровлении» общественной жизни страны путем сворачивания демократических институтов, ограничения прав парламента и укрепления исполнительной власти. Политическая оппозиция преследовалась правовыми средствами и силовыми методами. По отношению к национальным меньшинствам проводилась политика «культурного подавления». Отметим, что политический кризис был вызван не только властными амбициями Ю.Пилсудского, но сложной внутриполитической ситуацией в стране, а также несовершенством самих политических институтов. Избирательная система, закрепленная в Конституции 1921 года, способствовала тому, что в сейме ни одна из партий не получала устойчивого большинства. Коалиционные правительства были недолговечными, срок их существования колебался от недели до полугода. Стабильное развитие польского государства во многом зависело от эффективного решения национального вопроса. В Конституции страны декларировалось равенство прав для всех наций, но при этом Польша осталась унитарным государством, которое не обеспечивало национальным меньшинствам право на территориальную и культурную автономию.
Внешнеполитическая стратегия Польши не отличалась последовательностью. Ради создания «сильной Польши» за счет территорий на востоке правящий класс был готов тесно сотрудничать с любым европейским государст-
вом, способным оказать политическую и военную поддержку в этом деле. Вначале польское руководство приоритет отдавало Франции, затем сблизилось с Великобританией, в 30-е годы заискивает перед Германией. Одновременно в отношении населения присоединенных восточных земель правящий класс Польши демонстрировал высокомерие и презрение.
Воплощением политики национального и социального унижения стали концентрационные лагеря на территории Западной Белоруссии и Западной Украины.
Формальным поводом для создания первого, Береза-Кар­тузского, лагеря стало убийство 15 июня 1934 года министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого. Польские власти отреагировали с подозрительной оперативностью. Они как будто только и ждали повода. Уже 17 июня 1934 года президент Речи Посполитой И.Мосьцицкий подписал распоряжение «по вопросу о лицах, угрожающих безопасности, покою и общественному порядку».
Согласно этому документу, без суда и следствия, по произволу властей в концлагерь мог быть брошен любой житель Речи Посполитой. Примечательно, что необходимость этих антиконституционных действий обосновывалась ссылкой на тогдашнюю польскую Конституцию. Это был один из самых жутких концлагерей за всю историю XX века. Все мы знаем, что нацистские концлагеря преследовали цель уничтожения как можно большего числа людей. ГУЛАГ, как выясняется, создавался не только с целью длительной изоляции инакомыслящих, но и для выполнения экономических, производственных показателей. В Береза-Картузском лагере преследовалась одна цель: в кратчайшие сроки сломить человека физически и психологически, раздавить его индивидуальность, превратить в бессловесное быдло, даже не помышляющее о политической борьбе.
С полным основанием можно утверждать, что в межвоенной Польше создание и функционирование Береза-Картузского концлагеря не было случайным «системным сбоем». Это было следствием внутренней политики польского государства по отношению к политическим противникам и населению земель Западной Украины и Западной Белоруссии, оккупированных
в 1919-1920 годах. Поражает в этой ситуации следующее: в один и тот же исторический период – 30-е годы – в трех европейских странах существовали концлагеря. О ГУЛАГе и нацистских лагерях только ленивый из числа либералов, «демократов» и правозащитников не выражал свой «праведный» гнев и возмущение. Но почему-то о польских лагерях – заговор молчания? На мой взгляд, этому есть несколько объяснений. Во-пер-
вых, факт нападения Германии 1 сентября 1939 года на Польшу сразу поставил ее в разряд жертв, поэтому факты угнетения и унижения человеческого достоинства белорусов и украинцев отошли на периферию европейского общественного сознания. Во-вторых, мы сами редко вспоминаем эти страницы нашей истории.
Новая Конституция Польши, принятая в апреле 1935 года, закрепила режим «санации», а значит, легитимизировала не только бесконтрольную власть президента, но и существующий буржуазно-помещичий строй в стране. Вскоре после принятия Конституции Юзеф Пилсудский умер, что предопределило раскол в рядах сторонников «санации». Вторая половина 30-х годов стала временем ослабления «санации» и роста влияния демократической оппозиции. Однако политика в отношении Западной Белоруссии и Западной Украины не изменилась.
Таким образом, политический портрет Пилсудского вполне вписывается в логику диктаторских режимов 20 – 30-х годов ХХ века, столь «любимых» антикоммунистами всех мастей. Однако в современной политологии, да и истории фигура Юзефа Пилсудского вынесена за рамки тоталитарных режимов, хотя по всем характеристикам его деятельность с полным основанием может быть отнесена к ним. Налицо весь «джентльменский» набор характеристик, относимых к тоталитарным лидерам: установление единоличной власти, свертывание демократических институтов, преследование инакомыслящих, наличие репрессивной пенитенциарной системы в стране с теми же концлагерями, тысячи жертв репрессированных мирных граждан. Однако все же политическая фигура Ю.Пилсудского осталась в тени истории. Уже двадцать лет после разрушения СССР российские политики, историки, журналисты без устали мусолят тему Сталина и репрессий. При Президенте России даже создана комиссия по десталинизации. С сожалением приходится констатировать тот факт, что основные принципы научного исследования, как историзм и объективность, приносятся в жертву сиюминутной политической конъюнктуре.
Прошло почти столетие со времени формирования геополитической стратегии современной Польши. Многими событиями в польской истории был наполнен этот период. Неизменным остается отношение правящей элиты современной Польши к соседним восточным государствам. Многим ее представителям хочется примерить на себя мундир Ю.Пилсудского. Если в 20-е годы создание «сильной Польши» виделось только через территориальные приращения государства, то сегодня «демократические» польские лидеры рассматривают Беларусь, Украину как сферу своих геополитических интересов и зону влияния в Восточной Европе, одновременно не отказываясь от своей заветной цели

Номер газеты: