Войны США и манипуляция сознанием

В конце марта корреспондент американского телеканала CNN Эмбер Лион сделала сенсационное заявление о том, что сотрудникам телеканала дают распоряжения отправлять в эфир сфабрикованные новости и блокировать информацию, обнародование которой нежелательно для администрации США. По словам журналистки, американские СМИ манипулируют новостями и сейчас «происходит то же самое, что было с Ираком»: демонизируются Сирия и Иран, формируется общественное мнение в поддержку войны против этих стран…
Войны в Афганистане и Ираке стали испытательным полигоном не только для новейших образцов американского оружия, но и для современных технологий манипуляции сознанием. Изготовляемые для этого по заказам Пентагона видеоролики во многом делаются по образцам голливудских продюсеров, занимающихся постановкой ТВ-шоу и художественных фильмов. Пионером здесь можно считать Д.Брукхеймера, продюсера знаменитых блокбастеров военной тематики («Высадка Черного Ястреба», «Перл-Харбор» и др.). Его якобы документальный телесериал «Портреты с передовой» об американских солдатах в Афганистане получил в свое время поддержку министра обороны США.
В 2006 году британская The Independent сообщала, что правительство США активно использует не только кинопродукцию, но и заказные фальшивые теленовости. В частности, эксперты некоммерческой организации «Центр СМИ и демократии», отслеживавшие в течение 10 месяцев эфир 77 телеканалов, аудиторией которых является половина населения США, пришли к выводу, что «телекомпании США заполняют эфир программ новостей видеоматериалами, созданными в правительстве и крупных корпорациях… Причем производители таких заказных роликов научились создавать материалы, не отличающиеся от новостей, передаваемых независимыми авторами».
Здесь можно вспомнить телеролик, сыгравший в свое время огромную роль в повороте общественного мнения в США к поддержке первой войны в Персидском заливе. В кадре 15-летняя девочка, изображающая кувейтскую беженку, рассказывает, что видела своими глазами, как иракские солдаты обрекли на смерть 15 младенцев из роддома в Кувейте. Интервью с девочкой крутили по американскому ТВ сотни раз. Имя девочки скрывали - у нее якобы осталась семья на родине, и она может пострадать от солдат Саддама Хусейна. Чтобы понять значение этого ролика, добавим, что президент Дж.Буш-старший использовал рассказ о мертвых младенцах 10 раз за 40 дней военной пропагандистской кампании. Впоследствии было доказано, что показанная по ТВ девочка — не беженка, а дочь посла Кувейта в США. Более того, она член королевской фамилии, управляющей Кувейтом, все ее родственники имеют огромные состояния, поместья за границей и проживают на Западе…
The New York Times обвинила Пентагон и администрацию США в размещении заказных сюжетов на американском телевидении еще раньше англичан - весной 2005 года. Всего, по данным американской прессы, подобного рода заказные материалы, выглядящие как новостные репортажи, готовили не менее 20 правительственных ведомств.
Согласно утверждению The New York Times, Пентагон и Бюро переписи населения США «изготовили и распространили сотни подобных новостных материалов». В одном из таких роликов «житель освобожденного от режима Саддама Хусейна Ирака» приветствует американских солдат возгласами: «Спасибо, Буш! Спасибо, США!» Расследование показало, что героя ролика (кстати, настоящего американца) снимали не в Багдаде, а в Канзас-Сити...
Еще несколько примеров. Во время войны в Южной Осетии журналисты телеканала Russia today, работавшие в Цхинвали, уличили американский телеканал CNN в подлоге - выдаче кадров из Цхинвала за вид разрушенного Гори. А вот как в августе 2008 г. в информационной войне против России постановочные кадры использовало агентство Рейтерс. На обоих снимках один и тот же человек лежит, изображая мертвеца, но в разных позах и в разных местах. Второй в черном (это тоже один и тот же человек) в первом случае стоит около мнимого трупа, во втором, сидя, плачет - только уже полуголый и в джинсах другого цвета, в то время как «покойник» переодевать брюки не стал, хотя желтым покрывалом накрылся...
Спецгруппы таких «мобильных покойников» сыграли одну из главных ролей в информационной войне против Ливии. В зависимости от ситуации они изображали перед камерами западных корреспондентов на улицах городов Катара или Турции то «жертв режима Каддафи», то «героических повстанцев». После Ливии «живые мертвецы» оказались в Сирии, на этот раз «жертвами режима Асада».
Как заявлял еще в 2002 году директор Разведывательного управления Министерства обороны США Т.Вильсон, будущие войны будут вестись за глобализацию, которая приравнивается к американизации, и главным здесь является восприятие американских ценностей. Проще говоря, в повод для войны превращается даже угроза американским представлениям о новом мировом порядке.
Наконец, можно вспомнить поразительные результаты опроса, проведенного среди граждан США в августе 2003 года по поводу войны в Ираке. 69 процентов опрошенных заявили тогда о своей вере в то, что Саддам Хусейн принимал личное участие в подготовке террористических атак 11 сентября 2001 года. И это при том, что Белый дом не смог представить ни единого доказательства, свидетельствующего о каких-либо связях между Ираком и «Аль-Каидой», осуществившей, согласно официальной версии, теракты. Означает ли это, что западного обывателя можно запрограммировать на веру во что угодно, в любую чушь? Видимо, да. И вот последнее, особенно тревожное тому подтверждение: с конца января 2013 года западные СМИ стали заполняться душераздирающими историями о голодных северных корейцах, пожирающих якобы собственных детей и выкопанных из могил родственников. Об этом всерьез пишут The Washington Post, The Sunday Times, The Independent, The Daily Mail…

Автор: 
Николай МАЛИШЕВСКИЙ
Номер газеты: