В поисках утраченных ценностей. Часть 2

Допускаю, кто-то скажет, что слишком уж в идеальном свете показан Советский Союз, ведь были же люди в стране, которые не разделяли официально провозглашенные властью ценности. Конечно, в советском обществе, как и в любом другом, не было полного единомыслия, были и те, кто мерил жизнь другими мерками, кто собственное благополучие и интерес ставил выше общественного. Однако не они определяли нравы и вектор развития общества. Иначе чем объяснить, что после распада СССР многое из накопленного советского нравственного опыта остается актуальным и востребованным в практике современной жизни.
В начале 80-х годов с приходом к власти новых политических руководителей, для которых удовлетворение собственных амбиций в политике и достижение личного благополучия стали важнее ответственности перед народом, был запущен механизм распада не только сложившейся системы ценностей, но и самого государства. После разрушения СССР, бывшие советские республики устраивали свою жизнь уже на других, либеральных, принципах: на смену коллективизму пришел индивидуализм и групповой эгоизм, интернационализму - космополитизм и национализм. Реализация лозунга «Обогащайтесь!» привела к утрате обществом нравственных ориентиров. Новому базису требовалась и новая система ценностей, на внедрение которой были брошены огромные финансовые и идеологические ресурсы. Отныне все, чем гордились и что ценили советские люди, подвергалось уничижению, осмеянию, объявлялось постыдным. Разрушители и хулители Советского Союза возвели стяжательство в ранг добродетели, сделав нормой мздоимство, обман, воровство. Деньги стали мерилом достоинства человека, главным регулятором общественного взаимодействия. Публичное признание в патриотизме и любви к Отечеству вызывало презрение у либеральной публики. Из общественного лексикона исчезают такие понятия, как справедливость, солидарность, товарищество и, конечно же, дружба. Они стали своего рода нравственными рудиментами. На смену им приходят эгоизм, соперничество, алчность и зависть. Уже выросло поколение людей, для которых конформизм, обман и предательство становятся обыденным явлением. Вместо того чтобы подставить плечо товарищу, чаще подставляют ему подножку. Рассуждая о чести, совершают подлые поступки. Все средства становятся хороши для достижения цели обогащения. Нравственное поведение становится фактом заклинающего, призывающего, вразумляющего сознания, которое признается на официальном уровне, но которого мало кто придерживается в реальной жизни. Главным регулятором в обществе признается право, основанное на либеральной системе ценностей и стоящее на страже частной собственности, частного интереса в ущерб интересам общества.
Вмешательство бизнеса в культуру привело к снижению ее художественного уровня и размыванию творческого начала. Современная культура уже не рождает духовные феномены, не объясняет смыслы, а устремилась, главным образом, на обслуживание инстинктов человека, рассматривающего жизнь как сплошную цепь удовольствий, желаний, безудержного потребительства. Коммерциализация искусства привела к тому, что в нем все больше места занимают «ремейки», т.е. переделка того, что уже было создано классическим искусством, под вывеской «нового, современного, прочтения классики». В итоге, на смену настоящей индивидуальности приходит человек со стандартными манерами и поведением, стереотипным мышлением и лексикой. С таким багажом человек деградирует, утрачивает истинный смысл жизни. Многое из советского наследия, создаваемое десятилетиями творчеством и усилиями всего народа, разошлось по карманам предприимчивых дельцов.
Процесс вестернизации, американизации системы ценностей на постсоветском пространстве сопровождался одновременно разрушением советской системы образования. Государство, сокращая финансирование образования и увеличивая объем платных услуг, постепенно утрачивает и свое влияние. Воспитательный компонент и престиж научного знания уходят из образования. Сегодня для завоевания страны уже не нужны танки и оружие, достаточно через систему образования, культуру и масс-медиа изменить культурный код нации, ее менталитет. Например, в последнее время в российском обществе идут жаркие дискуссии в связи с намерением изменить подходы к изучению русского языка, который, по их замыслу, уже может не опираться на научную основу, а должен, прежде всего, соответствовать критерию «эффективной коммуникации», т.е. стать средством общения и не более. Русский язык утрачивает свою уникальность как выразитель своеобразия русской ментальности и культуры и подгоняется под западную систему мировосприятия. Именно через язык происходит перекодирование титульной нации России.
Республика Беларусь, в отличие от своих соседей – России, Украины и других, смогла в середине 90-х годов отказаться от либерального выбора, избрать иной путь развития, который отвечал насущным потребностям белорусского общества, учитывал особенности национальной ментальности. В нашей республике удалось сохранить многое из советского духовного наследия. Общественные связи продолжали строиться на присущих белорусам основаниях: порядочности, доверии, ответственности. Атмосфера доброжелательности, открытости, гостеприимства постсоветской Беларуси до сих пор вызывает симпатии и понимание простых людей бывшего СССР и, одновременно, критику, и брюзжание либеральной публики. Отдавая должное руководству нашего государства за то, что удалось сохранить реальный сектор экономики, социально-экономическую, культурную инфраструктуру, доставшиеся нам от Советского Союза, мы должны говорить еще об одной важной стороне дела. Президент Беларуси А.Г. Лукашенко, предложив народу свою стратегию развития республики, не просто сохранил материальные основы жизни белорусов, но и уберег от тотальной коррозии духовный строй их жизни. Белорусам не пришлось ломать привычные критерии и оценки достоинства человека. Эволюционирование рыночной экономики осуществляется с учетом принципа социальной солидарности, что замедляет процесс социального расслоения общества.
Вместе с тем, мы должны учитывать, что живем в открытом информационном пространстве, и через социальные сети, массовую культуру происходит постепенное размывание наших ценностей и национальных традиций. Механизм уже запущен, его нельзя остановить, но контролировать и влиять на него совместными усилиями обязаны и власть, и общество.
Для того, чтобы сохранить нравственное здоровье белорусов, нам необходимо, прежде всего, перестать бездумно копировать чужой опыт, чаще обращаться к своему, в том числе и советскому, прошлому, из которого черпать источник для созидательной работы и искать ответы на сложные вызовы современности. В идеологической и практической работе нам следует также опираться на традиционные для белорусов ценности: любовь и привязанность к малой Родине, «родному куту», извечное трудолюбие, ценность семьи, здоровый консерватизм и т.д. Решающая роль в этом отводится системе образования, которую нам нельзя разрушить никакими болонскими процессами. Учреждения образования должны оставаться важным идеологическим институтом, формирующим гражданина-патриота своей страны.
Кроме того, необходимо взвешенно подходить к критике советского прошлого. Огульно очерняя все то, чем жили наши родители, родные и близкие, мы тем самым говорим, что их жизнь была бессмысленной, а это уже – предательство не только наших самых близких людей, но и самих себя. Права народная мудрость: «Не осуждай своего прошлого, не зная своего будущего».
Перед нами стоит задача: научиться уважать свое прошлое (каким бы оно ни было), извлекать из него уроки и опыт, позволяющий обществу развиваться и уверенно идти в будущее, не повторяя прежних ошибок.
Автор: 
В.С. ЛЕОНЕНКО, секретарь ЦК КПБ по идеологической работе, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
14 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.