Шовинистическая ностальгия газеты «Rzeczpospolita»

Польская газета «Rzeczpospolita» разразилась гневной филиппикой против фильма белорусского телевидения «Талаш». Что так возмутило польское издание, известное своей шовинистической направленностью?
Оказывается, изображение польских солдат в фильме «Талаш» носит карикатурный характер, что никак, по мнению публицистов польской газеты, не соответствует действительности. При этом в своем писании «Rzeczpospolita» не ограничивается событиями советско-польской войны 1920 года, а идет дальше в своей трактовке всего периода пребывания Западной Белоруссии в составе Речи Посполитой. В газете рисуются лубочные картинки идиллической жизни белорусов при господстве польской шляхты в 1921-1939 годах. Вытаскиваются «свидетели», которые расписывают прелести бытия белорусских крестьян при пилсудчиках и невыносимые условия существования белорусского народа при Советской власти. В частности, ссылаются на антисоветского театрального деятеля Франтишка Олехновича, который вернувшись в Польшу (варшавские власти обменяли его на белорусского коммуниста), в 1935 году в Варшаве опубликовал книгу «В когтях ГПУ». Самое пикантное, что в газете почему-то не рассказывается о дальнейшей деятельности этого «белорусского театроведа». Кто такой на самом деле Франтишек Олехнович? Это фашистский прислужник, который самым активным образом поддерживал фашистскую политику на оккупированной территории Беларуси. Он до того боялся белорусских партизан, что во все время фашистской оккупации просидел в Вильнюсе, надеясь уберечь свою продажную душонку. Но и там его настигло справедливое возмездие белорусских мстителей. Аналогичного рода и другие «свидетели» райской жизни белорусов при Польше, которых приводит «Rzeczpospolita».
Мы же при описании действительного положения белорусского народа в шляхетской Польше в 1920-1939 годах сошлемся на непосредственного очевидца и красноречивые факты, которые доказывают то, о чем старается умолчать «Rzeczpospolita».
Феномен Беларуси пытаются исследовать многие политологи. Зачастую в этих исследованиях много бессодержательных абстракций, а то и просто глупости, столь характерной для современной публицистики, гоняющейся за сенсациями и пробавляющейся безумным модничаньем. На самом деле все гораздо проще. Как подчеркивал Президент Александр Лукашенко, «множество людей в России, в Украине и в других странах смотрят на Беларусь, как на пример последовательной и самостоятельной политики. Беларусь должна притягивать силы патриотической направленности со всего нашего Отечества, постсоветского пространства. Именно здесь люди должны получить трибуну, свободную от неолиберального террора и травли».
Феномен Беларуси порожден нашими людьми, в первую очередь – нашими ветеранами, их высоким гражданским долгом, нравственной чистотой, подлинным мужеством и народной мудростью. Доказательство этому – книга Василия Петровича Ласковича «Подвиг Коммунистической партии Западной Белоруссии (1919-1939 гг.)», подготовленная им к изданию совместно с Валентиной Васильевной Желановой (Ласкович), к сожалению, уже ушедшей из жизни.
Почетный гражданин Бреста, человек удивительной и героической судьбы, патриот и интернационалист. В нем, как в капле воды, отразился весь характер белоруса – талантливость, подвижничество, гражданственность, честность и здравомыслие. Книга Василия Петровича Ласковича – это не только очерки об истории борьбы КПЗБ за освобождение своего народа от польских угнетателей, но и свидетельство свободолюбивой сущности и непокоренности белорусов.
На документальном материале и с глубоким внутренним осмыслением событий 1919-1939 годов автор воссоздает картину жесточайшей антибелорусской политики режима Ю.Пилсудского в Западной Белоруссии и титанической борьбы КПЗБ за воссоединение с БССР. Польское правительство стремилось не столько полонизировать, сколько осуществить денационализацию, лишить наш народ своей истории, своей культуры и даже своей территории. В польских официальных документах Западная Белоруссия называлась «Кресами всходними», т.е. восточной окраиной. Оказывается, у белорусов и родины не было, а была какая-то безымянная «восточная окраина». И вообще, пилсудчики не признавали белорусов за нацию.
Такая политика была сродни церковной унии ХVI века, когда наш народ подвергался неслыханным физическим и нравственным унижениям. Разумеется, такое положение не могло не вызывать самого решительного отпора со стороны белорусов польским шовинистам. Развернулось массовое партизанское движение – забастовки, митинги, демонстрации потрясали правительственный механизм Польши. Известный польский публицист того времени Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово», которую редактировал ненавистник всего белорусского, русского Станислав Мацкевич (в народе его называли «Виленским зубром»), заявлял, что с белорусами нужно вести разговор только языком «висельниц и только висельниц…, это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии». После таких откровений белорусы вполне законно и справедливо считали польское присутствие оккупацией, а поляков – оккупантами. И с оккупантами велась настоящая война.
В книге Василия Петровича Ласковича убедительно раскрывается решающая роль КПЗБ в организации борьбы белорусского народа против польских оккупантов. Компартия была истинной защитницей белорусского народа, выступала за целостность белорусской земли, защищала родной язык, историю, национальную культуру и самобытность своего народа. Партия была загнана в глубокое подполье, лишена права свободно и открыто провозглашать свои идеи, хотя даже по условиям несправедливого Рижского договора 1921 года Польша не должна была препятствовать национально-культурному развитию белорусов. Но, взамен выполнения своих обязательств, польское правительство приступило к настоящему террору в Западной Белоруссии.
Апогеем террористической политики польского правительства, против белорусского народа, следует считать создание концлагеря в Березе-Картузской в 1934 году. Бессмысленная жестокость польского режима, как подчеркивает В.Ласкович, там была доведена до такого состояния, что превышала самые мрачные человеческие воображения. Заключенные подвергались не только физическим избиениям, но и психологическим истязаниям, польскими оккупантами ставилась задача подавить волю человека, растоптать его достоинство, а затем делать с ним что угодно.
На фоне подобного издевательства и мракобесия борьба белорусов против якобы цивилизованной шляхты выглядит благородно и достойно. Когда партизанский отряд Кирилла Орловского захватил в плен полесского воеводу Довнаровича, то последний со слезами на глазах говорил: «Если мне сохраните жизнь, сегодня же уйду в отставку». Кирилл Орловский строго предупредил воеводу, что если он нарушит слово, то придется держать ответ. Воевода сдержал слово и покинул Брестчину. А взять требования, изложенные в письме атамана Гродненщины Германа Шиманюка Пилсудскому о прекращении жестоких репрессий в отношении белорусов, о недопущении закрытия православных храмов и аресте священников, об освобождении из тюрем политических заключенных и прекращении вырубки лесов и вывозе белорусского национального достояния. Это письмо, копия которого была послана председателю Лиги Наций, всколыхнуло всю Европу. Европейское общественное мнение узнало, какие чудовищные преступления творила польская реакция в Западной Белоруссии. Белорусские партизаны были действительно идейными борцами против польских оккупантов.
Не случайно из рядов Коммунистической партии Западной Белоруссии вышли видные государственные деятели, писатели, журналисты и ученые нашей страны. Они были действительно народными заступниками и совестью белорусского народа. Кирилл Орловский, Василий Корж, Сергей Притыцкий, Максим Танк, Пилип Пестрак, Николай Орехво, Василий Ласкович и многие другие славные имена. Всех их отличала преданность народному делу и благородство характера. В тревогах и опасностях они сохраняли всегда стойкость и непоколебимость.
Освободительный пoxoд Красной Армии 17 сентября 1939 года поставил точку в безумной политике правящих классов Польши в Западной Белоруссии, котopыe, как иронически заметил Василий Ласкович, продолжали маяться дурью о «величии Польши» и ее исторической роли на Востоке. Вся это роль закончилось тем, что Польша стала очередной жертвой германского фашизма.
Воссоединение Западной Белоруссии с БССР – это величайшее историческое событие в жизни белорусского народа. Скажите, что может быть важнее в истории народа, чем его воссоединение в рамках единого государства?
Но посмотрите, как к этому событию относятся, так называемые, либеральные и христианские партии и движения в Беларуси. Сколько проливали и проливают они слез о разделе Речи Посполитой, о восстании Тадеуша Костюшко, о «пакте Молотова-Риббентропа», но о терроре польских шовинистов в Западной Белоруссии и о великом событии в жизни нашего народа – Дне его воссоединения – молчат словно воды в рот набрали. Разве это не характерный пример исторического беспамятства или еще хуже – политического холуйства перед определенными силами на Висле, которые и сегодня продолжают маяться дурью об «историческом величии» Польши и «Кресах всходних»? Вот вам и цена разговоров этих якобы «национально-сознательных» политиков о независимой и суверенной Беларуси, о белорусском государстве, которые как, правильно подметил Президент Александр Лукашенко, пытаются предать забвению восточнославянские корни белорусского народа, «растворить наше прошлое в истории, как Польши, так и Литвы».
Так что дело здесь не в белорусском фильме «Талаш», а в очередной шовинистической ностальгии польской газеты «Rzeczpospolita».

Автор: 
Иван Христофоров
Номер газеты: