Отпор клеветникам!

В последнее время усилилась идеологическая борьба вокруг наследия В.И. Ленина и Мавзолея на Красной площади. Что происходит? Пресса и Интернет кипят бурными дискуссиями по поводу действий главного научного сотрудника Института российской истории РАН Владимира Лаврова, направившего в Следственный комитет РФ «Заявление с требованием проверить труды Владимира Ленина на экстремизм как возбуждающие социальную рознь».

Так в чем же «виноват» В.И. Ленин? По мнению ученого, «краеугольным камнем ленинизма (марксизма-ленинизма) является возбуждение социальной розни и пропаганды неполноценности людей по признаку их социальной принадлежности. Ленинизм есть идеология допустимости использования формулы «цель оправдывает средства». То есть, «ЭКСТРЕМИСТ» Ленин открыто говорил, что буржуазное общество разделено на классы – на эксплуатируемых и эксплуататоров; противоречия между ними носят антагонистический, непримиримый характер. Борьба классов может найти свое разрешение только в революционном преобразовании общества. Ну, Ленин, ну дает! Из других эпитетов, которым автор наградил Ленина, отметим: «Ленин проповедовал «социальный расизм и геноцид»; «Ленин постоянно звал к насильственному изменению основ законного строя (мирных способов в арсенале Ильича и вовсе не было? – В.Е.), возглавил Октябрьский государственный переворот 1917 г. и разогнал законный российский парламент – Учредительное Собрание»; «Религия есть один из видов духовного гнета… Религия есть опиум народа…»; «Никакой пощады этим врагам народа, врагам социализма, врагам трудящихся. Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом – поставят их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом – расстреляют на месте…»; «…Эти вампиры подбирали и подбирают себе в руки помещичьи земли, они снова и снова кабалят бедных крестьян. Беспощадная война против этих кулаков! Смерть им!»; «1 февраля 1918 г. патриарх Тихон обратился к большевикам во главе с Лениным: «Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафествуем вас…». Безумцы не опомнились. Лавров пишет: «Но безумцев можно и необходимо обуздать силой закона. Поэтому обращаюсь в Следственный комитет РФ с просьбой провести экспертизу работ Ленина на наличие в них экстремизма».
Да! Какая глубина и мощь мысли! Ведь это же замах на переосмысление и переписывание всей человеческой истории! Если продолжить логическую цепочку антилениниста Лаврова, «разжигателями социальной розни и пропагандистами неполноценности людей по признаку их социальной принадлежности» можно объявить всех мыслителей прошлого, выступавших против современного им порядка вещей: ты против рабовладения – экстремист, ты против помещичьего землевладения с крепостным правом – экстремист! Карл Маркс и Фридрих Энгельс – конечно же, экстремисты. Следующими «под лавровский* нож» идут Пугачев, Разин, Болотников, Робеспьер, все вообще, кто осуществил Великую французскую революцию (здесь привлечем Европейский суд по правам человека). Да что тут революционеры. А цари и царицы? А папы и кардиналы? Да и судьи многие – туда же. Не экстремистов мало, но все-таки есть. Это, конечно, сам истец по «экстремистскому» делу…
Ну, хорошо. А как на инициативу господина-товарища Лаврова отреагировали?
Начнем с Интернета: «Это типичный представитель современной популяции оголтелых белогвардейцев, подпитываемых, как и во времена гражданской войны, с Запада»; «Нет, уважаемые, пока оппозиция не даст гарантий неприкосновенности представителям нынешних властей и бизнеса, ничего не выйдет… Никто не отдаст власть, заранее зная, что потом его посадят или, тем более, расстреляют» (В.Е. – спасибо. По крайней мере – откровенно); «Именно Ленин и предложил единственно действующее лекарство против экстремизма и национальной розни: ЭТО ЛИКВИДАЦИЯ ЧАСТНОЙ СОСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА и организация жизни общества на основе взаимопомощи, взаимовыручки исходя из интересов всего общества, а не только отдельных его членов. В СССР не было национальной розни и экстремизма и не могло быть в принципе, если бы жили так, как указывал Ленин».
Сочинения Владимира Ильича Ленина стоило бы проверить на экстремизм, заявил председатель Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. По его словам, это могло бы стать ступенью к развенчанию образа вождя, который в глазах некоторой части общества воспринимается и сегодня в положительном ключе (См.: «Ленин и Отечество», 2012. – № 7-8. – С. 3). Отвратительно и мерзко слышать из уст одного из высших иерархов РПЦ пожелание, «чтобы наследие Ленина разделило судьбу наследия Гитлера в Германии» (Там же).
В КПРФ справедливо считают, что идея проверки трудов Владимира Ленина на экстремизм является попыткой начать «охоту на ведьм». «Если мы начнем «охоту на ведьм» и попытаемся применить нынешнее законодательство к историческим и политическим трудам наших предшественников, можно очень далеко зайти», – заявил депутат Госдумы от фракции КПРФ Сергей Обухов, – я не удивлюсь, что скоро появятся попытки проверить на экстремизм священные тексты – Библию, Новый Завет, наши летописи», – сказал он. Прав, видимо, молодой человек, написавший в Интернете, что «никто не делал, не делает и не будет делать столь много для пропаганды идей марксизма-ленинизма, как партия «Единая Россия» и православные талибы».
«Мемориал» считает идею проверки работ Ленина на экстремизм бессмысленной. Глава историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» Арсений Рогинский не видит смысла в инициативе провести экспертизу работ Ленина на предмет экстремизма. Вместо того чтобы проверять книги Ленина на экстремизм, считает он, «необходимо либо вовсе отменить, либо переписать закон РФ «Об экстремизме», потому что «сегодня он написан так, что позволяет обвинить в экстремизме почти каждого». Идею экспертизы работ Ленина на экстремизм он не считает правильной. «Это глупость. Человек был революционером, призывал к свержению государственного строя, не скрывал этого. Почему это нужно называть экстремизмом? Надо найти к этому всему другие слова. Практика государственного террора, сформулированная Лениным, должна получить правовую оценку, но не в рамках закона об экстремизме», – сказал А. Рогинский.
Пожалуй, наиболее откровенно о цели своего шага заявил сам Лавров в интервью BFM.ru: «В России в 1991-1993 годах произошла Демократическая революция: мы вышли из социалистического ига (выделено нами. – В.Е.), и перешли к общественно-экономическому строю с частной собственностью и плюралистической политической системой, при всех оговорках и опасных попятных движениях. Такому строю должна соответствовать государственная идеология, иначе сохраняется угроза социалистического рецидива или трансформации социалистической ностальгии в национал-социалистическую идеологию». Он считает, что «у нас сохраняется коммунистическая идеология», если судить по названию улиц и городов и тому, что «президент работает в Кремле под коммунистическими звездами и рядом с коммунистическим символом мавзолеем Ленина» (Там же).
Говоря по-простому, цель этой и множества других аналогичных акций – «выжечь каленым железом» из умов людей светлую память о советском прошлом, о советских героях. Не получится, господа!

***
Периодически развязываемые «демократической» общественностью шумные кампании по захоронению праха В.И. Ленина всегда отличаются наглой ложью, подлой подменой понятий, явной нестыковкой аргументации. В чем их лживость?

Ложь первая. Основной пропагандистский удар направлен на внушение общественному мнению идеи – надо, НАКОНЕЦ, захоронить Ленина. Здесь расчет очевиден, – какой нормальный человек будет возражать против захоронения останков умершего. Но в случае с Лениным речь идет не о захоронении, а о перезахоронении. Как основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин, захоронен с высшими государственными почестями 27 января 1924 года. Кстати, и у современников не возникало сомнений о том, что Ленин захоронен. Газетные статьи и заметки января-марта 1924 года пестрели заголовками: «Могила Ленина», «У могилы Ильича», «На могиле Ленина» и т.п.
И форму захоронения определил высший орган власти страны – ІІ Всесоюзный съезд Советов – в земле, на глубине трех метров в склепе, над которым возведен Мавзолей. Кстати, за это решение голосовала и делегат съезда, вдова Ленина, Надежда Константиновна Крупская. Забальзамированное тело Ленина покоится в гробе-саркофаге под землей, что полностью соответствует нормам Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. В статье 3 этого закона говорится: «Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)». Тело Ленина захоронено в склепе (сводчатой гробнице, заглубленной в землю). Налицо подлая подмена понятий «захоронение» и «перезахоронение» (См. более подробно: И.В. Стрыгин. О перезахоронении В.И. Ленина. – «Ленин и Отечество», 2012. – № 7-8. – С. 3).

Ложь вторая. Тело Ленина выставлено на обозрение, покоится не по-христиански, не предано земле. Здесь интересно напомнить публичное заявление родной племянницы Ленина Ольги Дмитриевны Ульяновой: «Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. Нет никаких для этого оснований. Даже религиозных. Саркофаг, в котором он лежит, находится на три метра ниже уровня земли, что соответствует и захоронениям по русскому обычаю, и православному канону». Впрочем, об этих трех метрах можно было бы и не говорить, если вспомнить, что в Успенском соборе Московского Кремля стоят четыре саркофага с телами трех митрополитов и патриарха. В христианской традиции есть мощи святых, выставляемые для всеобщего поклонения. Вспомним Киево-Печерский монастырь. Ни Сергий Радонежский, ни Серафим Саровский, ни Иоасаф Белгородский не преданы земле. Раки со «святыми мощами» сотен других и православных и католических святых стоят на поверхности земли, как правило, «в храме». Какие уж здесь три метра. Какие уж здесь разговоры о «предании земле». И еще. Нужно ли навязывать атеисту Ленину религиозный обычай? Создается впечатление, что кто-то сознательно стремится унизить великого революционера и соотечественника, сделать его прах объектом глумления. В этой связи заведующий некрополем Волкова кладбища М. Мищенко категорически против захоронения: «Чтобы его все время выкапывали? Затем каждое утро начинать с поисков тела – где оно на этот раз?».

Ложь третья: по поводу обозрения захороненного тела. Такой ли уж это исключительный случай в практике захоронения великих, прославленных людей. В Каире в стеклянных саркофагах спят вечным сном и бережно хранятся знаменитые правители страны, жившие 20-30 веков назад. Их родина гордится великими предками, имевшими при жизни, разумеется, и сторонников, и врагов. Сменились десятки династий. Египет то распадался, то объединялся, был королевством, колонией, республикой, пережил ряд восстаний и революций, но сегодня никто – ни монархисты и республиканцы, ни консерваторы и демократы – не занимаются надуманными и оскорбительными для нации изысканиями.
Самый известный пример захоронения в открытом грунте, для обозрения, – саркофаг великого русского хирурга Николая Пирогова под Винницей (более ста лет сохраняются в мавзолеях забальзамированные тела генерал-фельдмаршала М. Барклая-де-Толли и многих других). Саркофаг с гробом великого ученого помещен в склеп, что является одной из форм захоронения в земле и вот уже почти 130 лет выставлен на обозрение. Как написано в определении Святейшего Синода в Петербурге «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик». А вот выдержки из заключения Председателя комиссии ЦИК Союза ССР по похоронам В.И. Ульянова (Ленина) Ф. Дзержинского: «Идя навстречу пожеланиям широких масс Союза ССР и других стран – видеть облик покойного вождя, комиссия по похоронам В.И. Ульянова (Ленина) решила принять меры, имеющиеся в распоряжении современной науки для возможно длительного сохранения тела» (Там же).
Ученый и публицист А.С. Абрамов, председатель правления Благотворительной общественной организации (фонда) сохранения Мавзолея В.И. Ленина приводил не раз в СМИ ответ РГАСПИ (это бывший Центральный партийный архив) на запрос администрации Ельцина по поводу завещания Ленина. В официальном ответе тогдашнему президенту РФ сказано, что «не имеется ни одного документа Ленина, его близких и родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище». Да и с житейской точки зрения доводы о Волковом кладбище насквозь лживы. Ведь Ленин уже покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены.
Почему выдумка родилась в наши дни? Подобный процесс известен историкам.
…В 1658 году торжественно похоронили вождя английской революции, полновластного правителя страны Оливера Кромвеля. Он казался современникам выдающейся личностью, воплощением всех человеческих добродетелей. Но через несколько лет, когда к власти пришли другие, происходит обратное. Кромвель бичуется прессой как «кровавый диктатор», «цареубийца», «исчадие ада», а сама революция клеймится как «кровавый заговор» и «узурпация власти». Все совершенное за 20 революционных лет подверглось злобному поношению. Останки Кромвеля извлекли из саркофага и повесили, а голову выставили на крыше Вестминстер-Холла.
Но прошли годы. И что же? В Лондоне стоит памятник Оливеру Кромвелю. Сегодня каждый английский школьник скажет: Кромвель – крупнейшая историческая фигура, гордость британской нации, а английская революция – исходная точка всей современной цивилизации.
То же самое было и во Франции. В 1815 году все 26 лет со дня взятия революционерами Бастилии, включая правление Наполеона, были объявлены пагубными и преступными. Революцию окрестили «заговором масонов». Ее вождей заклеймили как «тиранов», «узурпаторов» и «цареубийц». Как и в Англии, останки Марата и Мирабо вынесли из пантеона; прах Наполеона уцелел, ибо покоился далеко – на острове Святой Елены. А сегодня имена Марата и Мирабо чтут все просвещенные французы. На надгробье Наполеона, бережно перевезенного в Париж в 1840 году, – постоянно живые цветы. День победы – Французская революция – общенациональный праздник.
Таким образом, то, что происходит сегодня вокруг Ленина, вокруг Октябрьской революции, вокруг Мавзолея, вполне объяснимо и, как видим, вполне закономерно. Мы тоже должны переболеть своей историей. Взглянуть на нее более зрело. Не надо только торопиться, чтобы не стать посмешищем для потомков, чтобы не сказали о нас то, что говорили о Бурбонах: «Они ничего не поняли и ничему не научились».

Ложь четвертая.
Нужно убрать Мавзолей и Некрополь советской эпохи, так как нельзя превращать Красную площадь в кладбище. Историческая безграмотность авторов этого довода очевидна. Территория Собора Василия Блаженного или «Собора Покрова, что на рву» – это тоже древнейшее кладбище. Испокон веков на Красной площади всегда были кладбища. Это традиция.
Во времена Московского государства вдоль Кремлевской стены только между Спасскими и Никольскими воротами располагалось пятнадцать погостов (по числу находившихся там церквей). После сильного пожара в 1493 году, когда сгорели все деревянные сооружения близ Кремля – церкви, хоромы, лавки и избы, Иван ІІІ повелел для предохранения впредь Кремля от пожара очистить место у его стены от всех построек на расстоянии 110 саженей. Многим современникам это решение не понравилось. Так, архиепископ Новгородский Геннадий писал митрополиту Зосиме: «Ныне беда ся стала земская… Церкви извечным выношены из города вон, да и монастыри с места переставлены… и кости мертвых выношены на Дорогомилово и кости выносили, а телеса ведь туто осталися, в перст разошлися, да на трех местах, ныне сад посажен… от Бога грех, а от людей содом» (Н. Карамзин. История государства Российского. Примечания; Т. IV, гл. II, С. 26).
Но вскоре погребения на Красной площади возобновились. Так, в 1552 году царь Иван Грозный, все бояре и приближенные присутствовали на торжественных похоронах юродивого Василия Блаженного на погосте церкви св. Троицы над Кремлевским рвом (упомянутый храм Василия Блаженного на сей день). Там же покоятся под спудом останки юродивого Иоанна Вологодского и других наших предков. Близ Покровского собора и Спасских ворот совершались казни; у рва хоронили казненных. Близ Константино-Еленинской башни – тогда главной башни Кремля – находилось кладбище на пространстве 8 саженей до 1689 года.
Погребение в 1917 году на Красной площади 240 революционеров – солдат, рабочих, матросов и санитарок, павших в боях за власть Советов, – лишь продолжение того обычая. Что, господа единороссы, Собор будете взрывать и могилы раскапывать, чтобы вам было уютнее организовывать катки и эстрадные шоу? А другие державные захоронения в соборах Кремля вам веселиться не мешают?
Вообще, варварство и дремучесть современных российских западников-либералов поражают. Попробовали бы они в какой-нибудь из стран НАТО заикнуться про разрушение или гробокопательство, скажем, в мавзолее президента Гранта в Нью-Йорке (символ триумфа в Гражданской войне Севера над Югом), мавзолее отца-основателя современной светской Турции Ататюрка, или заговорить о «предании земле» императора Наполеона, чьи гробницы выставлены на обозрение!
Перезахоронение государственных деятелей, заметил профессор Л. Фризман, «ничего не меняет в нашем представлении о них. Оно характеризует лишь тех, кто это сделал. То, что какой-то деятель предан земле в таком-то месте, отражает отношение его современников в момент его смерти. Это уже свершилось, и ничего изменить нельзя… Надо только знать всю правду, обо всем и обо всех».
Уместно вспомнить, что в хрущевские времена из Мавзолея уже вынесли одно тело – Сталина. Несмотря на это, многие люди остались верными своему кумиру по сей день. Если бы мы осуществили предложение «бережно переместить» прах свыше 400 человек «на одно из исторически сложившихся московских кладбищ», то это был бы, вероятно, грандиозный, но слишком неблагодарный спектакль. В связи с этим вспоминаются слова известного философа А. Зиновьева: «Сейчас в России в почете те, кто оплевывает все советское, включая советский (коммунистический) социальный строй и советскую историю. Теперь это не только не наказуется, но даже поощряется и стимулируется сверху. Я к такого рода «храбрецам» отношусь с презрением».
Не вина Ленина, что его идеи подверглись глубокому искажению. Исторически абсурдно и по-человечески непорядочно спрашивать с Ленина за Колыму и наши сегодняшние пороки, точно так же, как антиисторично и безнравственно искать источник и оправдание собственного аморализма в действиях предков времен революции и Гражданской войны.
Опозорившись с «завещанием» Ленина, гробокопатели сочинили новую фальшивку: обслуживание Мавзолея требует-де больших затрат, на его якобы работает целый институт, не лучше ли эти средства тратить на помощь малообеспеченным людям. На самом деле до 1992 года на обслуживание Мавзолея Ленина шло всего около 50 тысяч рублей в год (на текущие работы, связанные с сохранением тела Ленина, и на содержание помещения). За телом Ленина наблюдает не целый институт, а лишь одна его лаборатория, в которой всего 10 сотрудников. Недавно институт вошел в состав нового научно-производственного объединения и не получает от государства ни копейки. Он существует на средства от выполнения договорных научно-исследовательских работ, добровольные пожертвования. Кстати, сотрудники лаборатории поддерживают в надлежащем состоянии и тело хирурга Н. Пирогова, пострадавшее в годы фашистской оккупации…
Как видим, вся аргументация некрофобов из «Единой России» и ее либеральных подпевал, шита белыми нитками. Налицо попытка свести исторические счеты в великой советской эпохой, на фоне никчемности нынешней власти, все более показывающую свою государственную несостоятельность на фоне реальных достижений СССР. Как пишет безымянный автор в Интернете: «А я то, дурак, не верил в молодости газетам, когда они писали, что социализм вызывает лютую ненависть. Правду ведь писали, оказывается!». Как сказал бы сам Владимир Ильич, узнав о современных баталиях по выносу собственного тела: «Вопрос этот, батенька, по сути, классовый!». И был бы прав: если что и улучшится в России после разрушения Мавзолея, так это ночной сон у представителей класса имущих.
Так хотел ли Ленин покоиться на Волковом кладбище? Пусть каждый да умеющий думать сам дает ответ на этот вопрос. А история разберется, кого следует помнить, а кого можно и забыть за ненадобностью.

Автор: 
Владимир ЕГОРЫЧЕВ
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
7 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.