О социально-экономическом и общественно-политическом развитии Республики Беларусь

11 октября 2015 года произойдет судьбоносное событие - пройдут выборы Президента Республики Беларусь. От их исхода зависит, как республика будет жить дальше. Важно, чтобы итоги избирательной кампании стали реальным выражением воли всех граждан, обладающих избирательным правом. Сегодня мы публикуем материал, который поможет коммунистам вести работу с соотечественниками в агитационный период избирательной кампании.

Отдельные показатели развития
За прошедшие годы в стране последовательно проводится курс на поступательный рост доходов населения. За 2011-2014 годы в реальном выражении они выросли на 41%, в том числе реальная заработная плата - на 46%.
Трудности, с которыми столкнулась национальная экономика в текущем году, привели к замедлению динамики пенсий и заработных плат. Вместе с тем, благодаря принимаемым мерам, не допущено их обвального снижения. Так, с начала года дважды - с 1 февраля и 1 марта - повышалась тарифная ставка первого разряда для бюджетных работников: с 217 тыс. до 292 тыс. рублей. С 1 января 2015 г. повышен размер месячной минимальной заработной платы до 2 100 000 рублей.
Номинальная среднемесячная заработная плата в республике за пять месяцев текущего года достигла 6 380 000 рублей, в том числе в мае - 6 688 000. В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за январь-май 2015 г. составила 5 130 000 рублей, в том числе в мае - 5 395 000. Средний размер пенсий по возрасту в мае был 2 749 000 рублей.
Создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения остаются главными приоритетами государственной политики.
Обеспечение условий для максимальной занятости всех трудоспособных граждан, сохранение трудовых коллективов - ключевое направление социально-экономической политики и отличительная черта белорусской модели развития. На протяжении последних десяти лет средний уровень безработицы в Беларуси был одним из самых низких среди государств СНГ и не превышал 1% от общего числа трудоспособных.
Произошедшее с начала нынешнего года усложнение ситуации в сфере занятости вызвано экономическими трудностями, переживаемыми Россией, - основным партнером Беларуси, падением мировых цен на нефть, другими неблагоприятными внешними факторами.
Безработица в республике выросла с 0,5% на начало года до 1%. Численность работников, занятых неполное рабочее время и находящихся в вынужденных отпусках, увеличилась с 96 000 человек в декабре прошлого года до 107 000 в мае 2015 г., что составляет 3,3% от общего числа работающих в организациях.
Обстановка на предприятиях и национальном рынке труда находится под пристальным вниманием государства.
На совещании с членами Правительства и руководителями предприятий 14 мая, VII съезде Федерации профсоюзов Беларуси 22 мая, при посещении ОАО «МТЗ» 15 мая Глава государства поставил задачи - сохранить на предприятиях рабочие места, кадры, оказывать адресную помощь нуждающимся работникам и подписал ряд указов, направленных на оказание финансовой поддержки ОАО «Гомсельмаш», ОАО «МТЗ» и некоторым другим промышленным предприятиям.
Несмотря на неблагоприятные внешние условия, в республике по-прежнему значительные бюджетные средства направляются на финансирование социальных программ. В 2015 году существенную часть составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
На сферу образования выделено 43,3 трлн. рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 17,6%), на здравоохранение - 35,4 трлн. рублей (рост на 19,2%).
Предусмотренные в бюджете средства на здравоохранение обеспечат предоставление общедоступных медицинских услуг населению в государственных учреждениях здравоохранения, реализацию ряда государственных программ (Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Государственная программа «Кардиология» на 2011-2015 годы и др.).
В области образования предусмотрены бюджетные средства на реализацию более 20 государственных программ на сумму около 5 трлн. рублей.
Учтены также расходы на социальную защиту, выплату пенсий военнослужащим, помощь гражданам в обеспечении жильем, содействие занятости, молодежную политику и др. в размере почти 22 трлн. рублей.
Национальные системы образования и здравоохранения традиционно являются ведущими отраслями социальной сферы, на финансирование которых ежегодно выделяется 5% и 4% ВВП соответственно. Это обеспечивает постоянное развитие материально-технической базы данных сфер, повышение качества услуг, предоставляемых населению.
В стране функционируют почти 8,5 тыс. учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются более 2,5 млн. детей, учащихся и студентов. С целью большей доступности услуг, обеспечения комфортных условий пребывания детей в 2014 году введены в строй 20 детских садов на 3 270 мест, сданы в эксплуатацию 5 учреждений общего среднего образования на 3 485 ученических мест.
В целях социальной поддержки студентов вузов, обучающихся на платной основе, части из них предоставляются скидки в размере 20-60% от стоимости обучения, льготный кредит на получение первого высшего образования, оказывается материальная помощь. Успешно обучающиеся студенты и учащиеся могут рассчитывать на перевод на бюджетную форму обучения.
В рамках модернизации отрасли за 2011-2014 годы в организациях здравоохранения республики введены в эксплуатацию, либо реконструированы 96 объектов, из них - 8 республиканской формы собственности и 88 коммунальной.
Осуществляются формирование единого электронного банка медицинских данных пациентов, автоматизированная обработка информации на всех уровнях оказания медицинской помощи. В республике более 77% амбулаторно-поликлинических организаций имеют локальные вычислительные сети, 100% - автоматизированные рабочие места «Регистратура», в 86% внедрены автоматизированные рабочие места «Статистика», в 80% - автоматизированные рабочие места "Диспансеризация".
Численность практикующих врачей системы Министерства здравоохранения возросла с 30 тыс. человек в 2010 году до 35 тыс. человек в 2014 году, среднего медицинского персонала - со 106 до 111 тыс. человек соответственно. В учреждениях здравоохранения врачебные должности укомплектованы в среднем на 97%. Показатель обеспеченности практикующими врачами по республике составил 37 на 10 000 населения, что вполне соизмеримо со странами ЕС (31,5).
Продолжается наращивание объемов высокотехнологичной медицинской помощи. Общее количество высокотехнологичных оперативных вмешательств в Беларуси по итогам 2014 года превысило 13 ООО, в том числе рентгенэндоваскулярных вмешательств на коронарных артериях - 5 730, клапанных коррекций - 2 102, оперативных вмешательств при тахиаритмиях - 814, оперативных вмешательств на головном и спинном мозге - 1 395, эндопротезирование крупных суставов - 6 460.
По количеству трансплантаций в расчете на 1 миллион населения Беларусь занимает первое место среди стран СНГ. Внедряемые высокотехнологические методы и технологии оказания медицинской помощи соответствуют международным стандартам, а изделия медицинского назначения - стандартам международного качества.
Несмотря на рост издержек по предоставлению услуг ЖКХ и транспорта, в нашей стране тарифы на эти услуги для населения остаются более низкими, чем в других странах. Это обеспечивается за счет выделения организациям данных отраслей бюджетных субсидий.
В настоящее время белорусы возмещают только треть всех расходов, связанных с ЖКХ, а россияне - около 90%. Жилищно-коммунальные платежи в Беларуси занимают немногим более 5% от всех расходов семей, в России - в среднем 11%.
Белорусским законодательством установлено ограничение ежегодного роста стоимости жилищно-коммунальных услуг в 5 долларов США с последующей индексацией. Дальнейшее поэтапное повышение тарифов ЖКХ предусматривается с учетом роста доходов граждан.
В 2015 году за счет бюджета покрывается 30% затрат по пригородным автобусным перевозкам и 20% - по городским.
Поддержка граждан в решении жилищного вопроса была и остается приоритетным направлением социальной политики белорусского государства. Только за предыдущую пятилетку (2006-2010 годы) было введено в эксплуатацию более 26 млн.кв. м общей площади жилья, что в 1,6 раза больше, чем за предшествующее пятилетие, улучшили жилищные условия 194 тыс. семей (за 2001-2005 годы - 122 тысячи).
Экономические трудности начала 2010-х годов, вызванные мировым кризисом, заставили государство скорректировать подходы при оказании помощи населению в строительстве жилья, сохранив приоритетность поддержки наиболее нуждающихся и менее защищенных категорий - многодетных, молодых семей и др. Государством изыскиваются новые возможности содействия семьям в решении квартирного вопроса (арендное жилье, лизинг, ипотечное кредитование и др.). В 2014 году практически каждая двадцатая семья (4,7%), из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, решила квартирный вопрос.
В течение последних пяти лет в республике наблюдается динамичный рост розничной торговой сети. Количество торговых объектов достигло 63 460. Только за 2014 год их число увеличилось на 29%. На 1 января 2015 г. торговые площади составили более 5 млн. кв.м.
В 2016-2020 годах инфраструктура розничной торговли будет развиваться как за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов, торговых центров, так и размещения в жилых кварталах магазинов шаговой доступности.
Для оперативного отслеживания и анализа ценовой ситуации на постоянной основе осуществляется мониторинг розничных цен в торговых объектах и на рынках. Органами государственного управления на местах принимаются меры по насыщению рынка товарами в необходимом количестве и ассортименте, что не позволяет отдельным субъектам хозяйствования «взвинчивать» цены.
В ближайшие годы государственное ценовое регулирование сохранится прежде всего в отношении ограниченного круга товаров и услуг, где отсутствует либо недостаточно развита конкуренция; на отдельные социально значимые товары и услуги, имеющие стратегическое значение для населения и экономики республики в целом, а также затрагивающие социально незащищенные группы населения (жилищно-коммунальные услуги, транспорт, лекарственные средства и др.).
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, государство продолжает оказывать существенную поддержку семьям с детьми. В республике проживают около 2,7 млн. семей, из них 1,2 млн., или почти 45%, имеют детей в возрасте до 18 лет.
Основным направлением государственной помощи родителям является система государственных пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми - всего 11 видов пособий. С 1 января 2015 г. введено новое пособие на детей от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка до 3 лет.
Размеры единовременных пособий в связи с рождением ребенка - 14,7 млн. и 20,6 млн. рублей.
В январе-июне 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. среднемесячный размер пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличился на 16,3% (прогноз на 2015 год - на 18,5-18,6%).
При этом существенный объем инвестиций направляется на поддержку многодетных семей. В настоящее время в республике проживают около 71 тыс. семей, воспитывающих троих и более несовершеннолетних детей (в 2009 году - 62,5 тыс.). Этим семьям предоставляется ряд гарантий и льгот в сфере образования, трудового, налогового законодательства.
Наиболее востребована поддержка при решении жилищного вопроса. В 2014 году на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состояло около 25 тыс. многодетных семей. При рождении третьего ребенка в семье государство погашает 75% льготного кредита на строительство жилья, при рождении четвертого и последующих - 100%. При рождении второго и последующих детей предоставляется отсрочка в погашении кредита и процентов по нему в период, когда один из родителей ухаживает за ребенком до 3 лет.
Кроме того, в республиканском бюджете на 2015 год предусмотрены средства на реализацию дополнительных мер поддержки семей, воспитывающих детей, в том числе на формирование «семейного капитала» в сумме 1,8 трлн. рублей. С 1 января 2015 г. Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. №572 установлено единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей в размере 10 000 долларов США («семейного капитала»). За март-апрель 2015 г. в местные органы поступило 1 857 заявлений о назначении семейного капитала. Депозитные счета в ОАО «АСБ Беларусбанк» за март-май открыты 981 семье на общую сумму более 10 млн. долларов США.
Меры по поддержке семьи способствуют повышению рождаемости в Беларуси. При сохранении невысоких темпов рождаемости в стране в последние годы наблюдается ее рост. За 2014 год в Беларуси родились 118,5 тыс. новых граждан, это на 10,5 тыс. больше, чем в 2010 году. Возрастает число рождений вторых и третьих детей. Если в 2010 году на долю первенцев приходилось 52% рожденных за год детей, а на долю рожденных третьими и далее - около 12%, то в 2014 году уже - 46% и 15% соответственно. Все чаще в семьях рождается второй ребенок (в 2010 году - 36% всех рожденных детей за год, в 2014 году-40%).
В республике реализуется уже третья Национальная программа демографической безопасности, включающая комплекс мер по поддержке семей с детьми, улучшению здоровья населения, сокращению социального сиротства, и др. Реализация программы содействовала улучшению ряда демографических показателей.
Так, уровень младенческой смертности в 2014 году по сравнению с 2005 годом снизился в 2 раза. В последние два года коэффициент младенческой смертности составляет 3,5 на 1 000 родившихся и остается самым низким, среди стран СНГ и соседних с нами государств. По данному показателю Беларусь находится на одном уровне с такими развитыми странами, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Швейцария.
Заметно сократилась материнская смертность. В 2014 году был зарегистрирован лишь один случай смерти женщины, умершей от осложнений беременности, родов и послеродового периода.
Усилия, предпринимаемые в Беларуси по охране материнства и детства, получили высокие оценки со стороны международных организаций. В рейтинге 2015 года, опубликованном международной гуманитарной организацией «Спасите детей» Республика Беларусь заняла 25-ю позицию среди 179 стран по созданным условиям для рождения и воспитания детей (Россия - 56-ю, Казахстан - 58).
Показателем улучшения здоровья населения является увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В 2014 году в республике она составила 73,2 года, в том числе у мужчин - 67,8 года, у женщин - 78,4 года, и за последние 15 лет выросла в среднем более чем на 4 года.
Политика государства нацелена на то, чтобы всем предоставить возможность заниматься физкультурой и спортом. Сегодня в стране функционирует более 26 000 объектов физкультурно-спортивного назначения, в т.ч.: 243 стадиона, 278 бассейнов, 5140 спортивных залов, 27 катков с искусственным льдом. Республиканский центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи» считается одним из лучших в мире центров биатлона.
Уровень развития спортивной инфраструктуры делает Беларусь все более привлекательным местом для крупных международных турниров, о нашей стране заговорили как о современной спортивной державе. Чемпионат проводился на двух специально возведенных к мировому первенству площадках «Минск-Арена» и «Чижовка-Арена», матчи на которых посетили 643,4 тыс. человека. В 2015 году Беларусь стала местом проведения 6 крупных международных турниров, в том числе чемпионата мира по биатлону среди юношей и юниоров, чемпионата мира по футзалу, чемпионата Европы по художественной гимнастике.
Большое внимание уделяется спорту высших достижений и, как результат, 280 белорусов - чемпионы мира и Европы во многих видах спорта.
Продемонстрировала успех сборная Беларуси и на первых Европейских играх, прошедших в Азербайджане в июне 2015 года - 7 место в командном зачете. В копилке белорусских спортсменов 43 награды (10 золотых, 11 серебряных и 22 бронзовые).
Беларусь может гордиться своей историей участия в Олимпийских играх. На летней Олимпиаде в Лондоне (2012 год) белорусы завоевали 12, а на зимней в Сочи (2014 год) — 6 олимпийских медалей.
В Беларуси сформирована разветвленная система социальной защиты нуждающихся граждан - малообеспеченных, инвалидов, одиноких пожилых граждан, ветеранов и др. Основными ее формами являются государственная адресная социальная помощь и социальное обслуживание отдельных категорий населения.
Государственная адресная социальная помощь включает в себя ежемесячное социальное пособие и единовременное социальное пособие для малообеспеченных граждан, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, социальное пособие инвалидам для возмещения затрат на приобретение подгузников. Так в I квартале 2015 г. получателями государственной адресной социальной помощи стали 67 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила 126 млрд. рублей. В 2014 году - 218 тыс. человек на общую сумму 425 млрд. рублей.
В каждом административном районе республики созданы и развиваются территориальные центры социального обслуживания населения, предоставляющие нуждающимся нетрудоспособным гражданам социальные услуги, в том числе на дому. На 1 апреля 2015 г. социально-бытовые услуги на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.) были оказаны 88 тыс. человек.
С целью осуществления круглосуточного и дневного ухода за нетрудоспособными гражданами в центрах функционируют 61 отделение круглосуточного пребывания для лиц пожилого возраста и инвалидов на 2 188 мест и 81 отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста.
Для оказания содействия инвалидам в восстановлении или компенсации нарушенных или утраченных вследствие заболевания способностей к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни в центрах работают 152 отделения дневного пребывания для инвалидов, которые на постоянной основе посещают 4,2 тыс. лиц с ограниченными возможностями.
Законом Республики Беларусь «О социальном обслуживании» предусмотрены новые виды социальных услуг, направленные на создание условий для проживания нетрудоспособных граждан и детей-инвалидов в домашних условиях - услуги социальной передышки, сопровождаемого проживания и социального патроната.
Инновацией закона является также введение системы государственного социального заказа как механизма привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов. В 2014 году в Брестской, Витебской, Гродненской, Минской областях и г. Минске были заключены 34 договоры на оказание социальных услуг в решках государственного социального заказа.
Основными институтами гражданского общества выступают общественные объединения, политические партии и профсоюзные организации. Их деятельность в нашей стране регулируется Законом Республики Беларусь «О политических партиях», Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».
На сегодняшний день в Республике Беларусь действует 15 политических партий, представляющих практически весь спектр политических сил в стране. В стране зарегистрированы Либерально-демократическая партия, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская партия «Зеленые», Социал-демократическая партия Народного Согласия, Белорусская аграрная партия, Республиканская партия, Консервативно-Христианская Партия БНФ, Партия БНФ, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия левых «Справедливый мир», Объединенная гражданская партии, Белорусская патриотическая партия, Партия ‘Белорусская социал-демократическая Грамада», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Коммунистическая партия Беларуси.
Для сравнения: в Республике Казахстан зарегистрировано и действует 9 политических партий (при общем количестве населения — более 17 млн. человек).
Неотъемлемой частью современного гражданского общества Беларуси является деятельность различных общественных объединений. На сегодняшний день в республике зарегистрировано 2596 общественных объединений, из них 228 - международные. Действует 155 фондов, в том числе 14 международных.
Функционирует 7 республиканских государственно-общественных объединений. Это - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь (ДОСААФ), Белорусское добровольное пожарное общество (БДПО), Президентский спортивный клуб, Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Белорусское республиканское общество спасания на водах (ОСВОД), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское общество «Знание»».
Зарегистрировано и действует 37 профессиональных союзов. Самой массовой общественной структурой является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), в которую входят более 4 млн. человек, или чуть более 94% всего трудоспособного населения страны. В стране действуют и так называемые "независимые профсоюзы".
Создано 270 молодежных общественных объединений. Самые крупные из них — Белорусский республиканский союз молодежи (около 500 тыс. человек) и Белорусская республиканская пионерская организация (более 570 тыс. человек).
Самой массовой женской общественной организацией в республике является Белорусский союз женщин.
Количество политических партий и общественных объединений и направленность их деятельности свидетельствуют о развитости гражданского общества в Республике Беларусь.

Некоторые ориентиры на новый пятилетний период
До 2020 года в национальной экономике предполагается осуществить качественные структурные изменения. С этой целью предусмотрено перераспределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов в перспективные сектора экономики: фармацевтику, биотехнологию, производство оборудования для телевидения и связи, производство оптики и электроники, авиационной техники.
Новый импульс получит развитие сектора наукоемких товаров и услуг: информационно-коммуникационных технологий, логистики, финансовых, страховых, сервисных и инжиниринговых услуг, туризма и инфраструктуры отдыха.
Важные направления экономического развития в ближайшие пять лет - рост и существенное расширение географии экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли. Беларусь будет не только дальше развивать интеграцию в рамках ЕАЭС, но и активно продвигаться на рынки других, в том числе развитых зарубежных стран, выстраивая с ними взаимовыгодные отношения. При этом предполагаются опережающий рост экспорта услуг, повышение удельного веса высокотехнологичных товаров, а также продукции, произведенной из местных ресурсов и сырья.
Серьезные изменения должны произойти и в развитии белорусских регионов, где предусмотрены создание новых центров экономического роста и формирование на этой основе территориальных центров опережающего развития с учетом ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ. В сельское хозяйство будут широко внедряться новейшие достижения науки и передовой практики, в том числе за счет более активного привлечения частных инвестиций.

Международное признание инициатив и усилий Беларуси по урегулированию конфликта в Украине
Белорусы были и остаются сторонниками мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.
Белорусское руководство настроено работать на снижение напряженности в соседней Украине, с которой нас связывают экономические интересы и тесные межгосударственные отношения.
Именно для этого белорусской дипломатией и Президентом был предложен Минский формат переговоров.
Беларусь выступает за переговоры как единственный путь урегулирования конфликта в Украине.
Минск и далее готов предоставлять площадку для обсуждения путей урегулирования конфликта. Беларусь готова делать все необходимые шаги и в гуманитарном, и в политическом плане, чтобы логика войны стала логикой мира.

Этноконфессиональная стабильность - основа гражданского мира и согласия в обществе
Республика Беларусь - многоконфессиональное и полиэтническое государство, где в полной мере реализуются права и свободы граждан различных национальностей и вероисповеданий, отсутствуют притеснения и конфликты по религиозным или этническим основаниям. Сегодня в Беларуси зарегистрированы 25 религиозных конфессий и направлений, 45 религиозных объединений, 36 миссий, 44 монастыря, 16 братств, 10 сестричеств, 17 духовных учебных заведений.
По мнению подавляющего большинства граждан страны (94%), отношения между представителями различных религиозных конфессий в Беларуси носят безконфликтный характер.
Большинство религиозных организаций в Республике Беларусь осуществляют свою деятельность в духе межконфессионального взаимопонимания. Согласно данным последней переписи населения (2009 год), на территории нашей страны постоянно проживают представители 140 национальностей и народностей.
Около 96% граждан, принявших участие в социологическом опросе, оценивают межнациональные отношения в Беларуси как спокойные; 86% считают, что в стране отсутствует дискриминация по национальному признаку.
Благодаря грамотной и целенаправленной политике белорусского государства, которая ориентирована на стабильную и достойную жизнь для всех, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, в Беларуси отсутствуют конфликты и столкновения на этнической, расовой, конфессиональной почве.

Проблемы, волнующие население
1. Стоимость жизни и покупательная способность личных доходов
Ощутимое повышение стоимости потребительских товаров и услуг, имевшее место в Беларуси с 2011 года, вызывалось ростом мировых цен на энергетические и сырьевые ресурсы, последствиями мирового экономического кризиса, девальвацией белорусского рубля и национальных валют стран - основных торговых партнеров нашей республики.
В последнее же время в Беларуси проявляется тенденция к замедлению инфляционных процессов. В 2011 году инфляция составила 108,7%, 2012 году - 21,8%, 2014 году - 16,2%, за шесть месяцев текущего года - 7,3% (оценочно за год - 15,1%). Если в январе т.г. по отношению к декабрю 2014 г. потребительские цены приросли на 2,4%, в феврале к январю т.г. - на 1,7%, то в июне к маю - на 0,7%.
Этому способствовали действовавшие ограничения в области ценообразования. Введение в декабре 2014 г. моратория на рост розничных и оптовых цен позволило не допустить их резкого повышения.
Кроме того, как свидетельствует официальная статистика, начиная с 2012 года рост доходов семей превышал динамику потребительских цен: в 2012 году - на 21,5%, 2013 году - на 16,3%, в 2014 году - на 0,9%. Это значит, что соответственно повышалась покупательная способность личных доходов граждан. В частности, н а среднедушевые доходы можно было купить в 2011-м, 2013-м и 2014-м годах соответственно: мяса птицы — 83 кг, 102 кг и 112 кг; рыбы мороженной - 90 кг, 150 кг и 152 кг; масла растительного — 103 л, 203 л и 248 л; яиц - 2,5 тыс. шт., по 3 тыс. шт.; яблок —165 кг, 390 кг и 452 кг.

2. Обстановка на рынке труда
С 2014 года в Беларуси в связи с усложнением экономической ситуации, вызванной неблагоприятными внешними факторами, отмечается некоторое ухудшение конъюнктуры на рынке труда.
Если на начало года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 33,6 тыс. вакансий, то на 1 июля - 27,6 тыс. вакансий. При этом численность безработных выросла с 24,2 тыс. до 46,8 тыс. соответственно. За январь-май 2015 г. в связи с ликвидацией предприятия и сокращением штатной численности уволено 3,8 тыс. работников (за соответствующий период прошлого года- 3,6 тыс.). Безработица в республике выросла до 1%, в том числе в Брестской области - 1,4%, Витебской - 1,3%, Гомельской и Гродненской - по 1,2%, Могилевской -1,1 %, Минской области - 0,8% и в столице - 0,5%.
Республиканскими и местными органами власти предпринимаются меры по финансовой поддержке предприятий, реструктуризации их долгов, недопущению массовой безработицы в стране. В рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год за шесть месяцев на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 77,5 тыс. человек, организовано обучение 5,5 тыс. граждан, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 27,6 тыс. человек.

3. Ситуация в валютно-финансовой сфере
С целью стабилизации ситуации на валютном рынке с начала года Национальный банк Республики Беларусь перешел к более гибкой курсовой политике. Валютные интервенции проводятся только для сглаживания колебаний стоимости корзины иностранных валют в объемах, обеспечивающих положительное сальдо покупки-продажи Нацбанком иностранной валюты. В настоящее время какие-либо фиксированные ограничения по уровню курса национальной валюты или целевые значения его изменения не устанавливаются.
Переход к механизму проведения валютных торгов в форме непрерывного двойного аукциона позволит еще больше минимизировать участие Национального банка в процессе рыночного курсообразования и обеспечит своевременную реакцию обменного курса на изменение соотношения спроса на иностранную валюту и ее предложения.
Процентная политика с начала года была направлена на поддержание макроэкономической стабильности и обеспечение привлекательности вкладов в национальной валюте. По итогам января-мая 2015 г. обеспечен прирост срочных рублевых депозитов населения на 28,6% (на 7,8 трлн. рублей). Срочные валютные вклады населения остались практически на уровне января 2015 г., что объясняется превышением доходности по рублевым депозитам над валютными, а также стабилизацией ситуации на валютном рынке.
Одновременно Национальным банком принимаются меры по снижению процентных ставок кредитного рынка. Ставка рефинансирования, после ее повышения с 9 января 2015 г., в течение января—мая т.г. оставалась на уровне 25% годовых. В целях обеспечения доступности кредитов для экономики Национальный банк поэтапно снижал процентные ставки по операциям предоставления ликвидности - с 50% годовых на начало 2015 года до 33% годовых с 1 июня 2015 г.
Основополагающая роль отводится обеспечению сохранности вкладов физических лиц в банках Республики Беларусь, своевременности и полноты выполнения банками своих обязательств перед вкладчиками, а также поддержанию положительной в реальном выражении доходности сбережений населения.

4. Качество питания белорусских семей, их обеспеченность промышленными товарами
Статистика свидетельствует, что за последние годы в домашних хозяйствах не только не произошло снижение потребления различных товаров и услуг, но и наблюдается некоторое его улучшение. Это проявилось прежде всего в позитивных изменениях в рационе питания, который приблизился к рациональным нормам. В 2014 году по сравнению с 2011 годом потребление отдельных видов продовольствия в расчете на одного члена семьи выросло: мяса и мясных изделий - с 69 кг до 75 кг, рыбы и рыбопродуктов - с 14 кг до 18 кг, яиц - со 186 шт. до 198 шт., овощей и бахчевых - с 84 кг до 86 кг, фруктов и ягод - с 52 кг до 71 кг.
Отмечается также увеличение приобретения населением более современной высокотехнологичной техники. За последние три года обеспеченность семей (в расчете на 100 домашних хозяйств) повысилась: телевизорами цветного изображения - со 152 шт. до 155 шт., персональными компьютерами - с 51 шт. до 78 шт., холодильниками и морозильниками - со 128 шт. до 139 шт., стиральными машинами-автоматами - с 68 шт. до 80 шт., микроволновыми печами - с 54 шт. до 67 шт.

5. Защита прав работника на своевременное получение заработной платы
Органами государственного управления на постоянной основе принимаются меры по своевременной выплате заработной платы.
За нарушения сроков выплаты заработной платы виновные лица привлекаются к ответственности. К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечены за январь-май 2015 г. 1508 нанимателей и 1477 должностных лиц на сумму 4 269 300 рублей, к дисциплинарной - 171 уполномоченное должностное лицо организации, из них 4 - уволены.
В результате проводимой работы ежемесячно удается существенно сократить просроченную задолженность по заработной плате. Если на 1 июня 2015 г. просроченную задолженность по заработной плате допустили 444 организации, то на 2 июля 2015 г. - 114. При этом в Брестской и Гродненской областях просроченная задолженность по заработной плате отсутствовала.
Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 г. №344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» предусмотрено, что заработная плата, как и другие виды доходов, в случае задержки выплаты подлежат индексации.

6. Внешний долг Беларуси
Внешний государственный долг Республики Беларусь находится на умеренном уровне и по состоянию на 1 мая 2015 г. составил 12,7 млрд. долл. США (17,9% к ВВП). При этом все внешние государственные займы страны являются долгосрочными. Наибольшую долю в кредитном портфеле Беларуси занимают займы России (43%), кредит АКФ ЕврАзЭС (17%), кредиты банков Китая (20%), Всемирного банка (5%), облигации, размещенные на внешних финансовых рынках (14%).
В общем объеме внешнего госдолга кредиты, привлеченные для реализации инвестиционных проектов, составляют 33% (4,2 млрд. долл. США), несвязанные кредиты - 67% (8,5 млрд. долл. США).
С целью снижения пиковой напряженности платежей по государственному долгу разработана Стратегия управления государственным долгом Республики Беларусь в 2015-2020 гг.

7. Ситуация со свободой слова, усиление ответственности за размещение информации интернет-ресурсами
Основным законом страны и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь гарантируются свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, а также право на получение гражданами полной, достоверной и своевременной информации.
Сфера печати и информации динамично развивается. При этом негосударственные СМИ занимают большую часть белорусского информационного поля. По состоянию на 1 июля 2015 г. Государственный реестр средств массовой информации Республики Беларусь включает 1 568 печатных СМИ. Из этого числа: 714 газет (из них 497 - негосударственные) и 810 журналов (из них 610 - негосударственных), 33 бюллетеня (21 - негосударственный), 9 каталогов (9 - негосударственные), 2 альманаха (2 - негосударственные). В республике также зарегистрировано 9 информационных агентств (из них 7 - негосударственные).
То, что сегодня информационное пространство является важным слагаемым информационной безопасности страны, налагает на орган государственного управления, все субъекты этой сферы особые требования и ответственность.
Всего в нашей стране около 10 млн. пользователей Глобальной сети, из которых 8,6 млн. - граждане. Интернет занимает второе место (после телевидения) по информированию граждан о жизни в Беларуси и за рубежом - 49,9%. Практически ежедневно Интернетом пользуются около 85% граждан республики.
Интернет превратился в мощнейшее средство коммуникации, стал площадкой для непростых информационных процессов. Поэтому государство должно иметь рычаг для противодействия деструктивной информации, которая потенциально может наносить вред национальным интересам. О необходимости регулирования информационных потоков в Интернете высказались около 75% белорусских граждан.
Национальное информационное пространство в полной мере должно служить своей стране и своему народу. Отсюда и задача создания более действенных механизмов обеспечения конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации, защиты общественных и государственных интересов в сфере массовых коммуникаций. Интернет- ресурсы несут ответственность за опубликованное в Сети слово наравне с официальными СМИ.

Автор: 
по материалам открытых источников
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.