Сталинизм и розыгрыш «куропатской карты»

На минувшей неделе TUT.BY решил взглянуть на коррупцию глазами детей, чтобы разжалобить читателя.

Разумеется, не обошлось без сталинизма, но как можно догадаться, говорят о нем исключительно в контексте современных уголовных дел. В частности, статья Н. Поспеловой была посвящена председателю Гомельского райисполкома Александру Ситнице, бабушка которого «будет страдать», а дети будут вынуждены указывать в анкетах судимость родителя и таким образом поломают себе жизнь.

Сама статья была написана после того, как Ситница заявил в суде о давлении следствия на близких: дочери якобы сказали в школе, что отец – преступник, супруга «получила взыскание от руководства» и пр.

Так из ничего получился сюжет для либеральной прессы о том, что белорусское государство якобы преследует детей осужденных.

Напомним Натальи Поспеловой и прочим сочувствующим, что из-за коррупционных проявлений страдают тысячи детей и тысячи бабушек, зато у отдельных лиц потом появляются гаражи, набитые деньгами.
Не бороться с этими позорными проявлениями – означает развалить государство.

Нет в нравоучительной статье ни слова о том, что Александр Ситница за взятки предоставлял необоснованные льготы и преимущества коммерческим структурам в сфере земельных отношений, строительно-монтажных работ, коммунально-бытовых услуг. Несмотря на попытку скрыться на территории РФ, был задержан сотрудниками ГУБОПиК и водворен в следственный изолятор. На прошлой неделе суд дал ему 10 лет с конфискацией.

После вынесения приговора гособвинитель Павел Тишковский сообщил «Гомельскай праўдзе», что по заявлениям Ситницы о применении в отношении него и его родных недопустимых методов со стороны следователей и милиции была проведена проверка. Заявленные обвиняемым факты не подтвердились – но, конечно, TUT.BY это не мешает о них писать.

Как Шушкевичу не мешала анкета

В этой и подобных заметках сталинизм всегда подается как «произвол» государства, в то время как все репрессированные осуждались по действующему законодательству.
Что касается несправедливости приговоров, то в перестройку в РФ реабилитационные дела рассматривались по 700 день, что практически исключало возможность их подробного изучения. Реабилитировали скопом, просто чтобы показать «преступность» того времени.

Однако это отнюдь не означает, что судимость была неким клеймом, которая ложилась на семью.

Например, Станислав Шушкевич, у которого отец был репрессирован и сослан в Сибирь, сам состоял в КПСС, получил передовое на тот момент высшее образование, защитил докторскую диссертацию, был завкафедрой ядерной физики, руководил партийной организацией БГУ, был избран народным депутатом СССР, депутатом Верховного совета, а впоследствии – первым замом председателя ВС.
Напомним, все это происходило в годы «коммунистической диктатуры» и анкета ему нисколько не мешала.

Более того, как показала практика, оппозиционные активисты помоложе сделать таких блестящих карьер в годы независимости не смогли – видимо, в силу того, что подсели на валютную иглу легких денег, с чего жили почти два десятилетия. Однако сегодня все как один жалуются на советский строй, который их всячески «не пущал» и, видимо, еще в ранние годы поломал судьбы.

Сталин и 70%

КПРФ и белорусские коммунисты последовательно выступали за политическую реабилитацию И.В. Сталина, а также изучение его подходов к социалистической экономике.
Либеральная оппозиция данную точку зрения до недавнего считала маргинальной.

Сегодня же мы имеем ситуацию, когда симпатии к Сталину в РФ достигли максимума. Как показал опрос «Левада-центра», 70% российских респондентов считают положительной его роль в истории страны, а 46% россиян в той или иной степени считает оправданными «человеческие жертвы, которые понес советский народ в сталинскую эпоху».

Этим настроениям, как ни странно, вторит польский «Белсат». Как сообщается в их репортаже, опрошенные минчане на улицах столицы называют Сталина «интересной личностью» и человеком, при котором «было много репрессий, но и порядок».

Во время республиканского субботника на Линии Сталина Александр Лукашенко отметил, что, когда создавался историко-культурный комплекс, было много противников этого, которые обвиняли власти в увековечивании памяти о Сталине.

– Да я не имя Сталина возрождал, хотя и он этого заслуживает. Я возрождал этот объект, который говорит о той части истории, которая была у нас, и которую, к сожалению, на то время неправильно понимали, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Даже, по его словам, были попытки со стороны некоторых чиновников остановить строительство комплекса: «Хватало людей, которые работали в государственных органах и пытались кого-то наклонить, противостоять, чтобы это не было создано».

Хватает противников Сталина и сейчас.

Однако в российском обществе, с которым мы живем в схожем информационном пространстве, появился отчетливый запрос на справедливость и порядок, что выражается в симпатиях к Сталину.
А коробки с долларами в качестве национальной идеи не приживутся никогда, несмотря на все либеральные усилия.

Что за священники были в Куропатах

Подключаются к либеральной кампании против Сталина и представители РПЦ – к примеру, TUT.BY разместил у себя видеоблог молодого батюшки, который рассуждает о сталинизме.

Кстати, несмотря на общий мотив, он таки признает его эффективность.

– Сталинизм — это дико эффективно: индустриализация ускоренными темпами, война и атомная бомба тому свидетели. Однако это столь же эффективно, сколь и бесчеловечно, – сообщается в видео.

Далее приводятся разные данные о количестве захоронений и убитых, однако отсутствует какое-либо подтверждение «советской версии», она принимается как данность. В интервью «Радио Свобода» священник подчеркнул, что работает в основном на российскую аудиторию – но судя по опросам «Левада-центра», получается это у него, как и у прочих либеральных групп, не очень эффективно. Сталина любят еще больше.
Справедливости ради отметим, что в полемике вокруг Куропат БПЦ, в отличие от католиков, заняла сдержанную позицию.

Однако во время разного рода «Куропатских молебнов» и «крестных ходов» мы могли наблюдать на фотографиях лиц в православных рясах.

1

Кто эти люди? В действительности в Куропатах работали представители автокефальной неканонической церкви.

Как выяснилось, это люди не самых простых биографий. Например, иеромонах Викентий (на фото он в рясе, справа) рассказал о себе в эфире польского «Радио Рация».

С его слов, он якобы был ранен во время штурма дворца Амина в Афганистане, впал в кому и увидел ангела. После этого его пять лет держали на психиатрическом лечении, где подвергали инсулинотерапии, после чего к нему явился уже сам бог и провел экскурсию по раю.

– Тогда, в спецтюрьме, меня привели в рай, я видел там людей, было такое хорошее настроение, неописуемое состояние. Потом мне сказали вернуться и сказать, чтобы я говорил людям, что скоро появится Христос. После того, как я это рассказал, меня всего лишили. Звания и даже тех льгот, которые имеют афганцы сейчас , – сообщил Викентий журналистам.

Выглядит история не очень правдоподобно.

При этом Викентий представляет БАП(Н)Ц – Белорусскую Автокефальную Православную Народную Церковь.

Эта структура была организована белорусской эмиграцией в США, и своим происхождением и стилем церковной жизни скорее близка к протестантским сообществам.
«Епископом Минским и Белорусским» этой организации в 90-е годы был некто Петр Гуща, не менее интересная личность.

2

В сети размещена информация о том, что Гуща в 1975 г. совершил серию грабежей, разбойных нападений на граждан, краж личного имущества. В процессе следствия дважды проходил судебно-психиатрическую экспертизу, был признан вменяемым в отношении содеянного и 15 июля 1975 г. осужден на 6 лет лишения свободы за хищение государственного и личного имущества, разбойное нападение, незаконное ношение холодного оружия, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. ст. 87 ч.2, 141 ч.2, 143 ч.2, 213 ч.3 и 205 УК БССР).

После отбытия наказания в течение марта-апреля 1982 г. П.Н. Гуща совершил несколько ограблений, изнасилований и покушений на изнасилование женщин. В июне-июле 1982 г. проходил стационарную экспертизу в Республиканской клинической психиатрической больнице «Новинки» (г. Минск), признан невменяемым с диагнозом «шизофрения параноидальная» (позднее «шизофрения вялотекущая психоподобной формы») и нуждающимся в принудительном лечении в психиатрической больнице специального типа системы МВД в связи с особой социальной опасностью. На принудительном лечении находился до 1988 г.

В нач. 1990-х гг. Гуща примкнул к «Белорусской Автокефальной Православной Народной Церкви». В 1995 г. иностранным предстоятелем БАП(Н)Ц был рукоположен во «священника». С 1996 г. проводил богослужения в католической часовне в д. Семково Минского района.

6 марта 1998 г. в отношении «епископа Минского и Белорусского» Петра Гущи было возбуждено уголовное дело № 366798 по признакам ст. 118 УК РБ (по факту длительной демонстрации обнаженного полового органа малолетним девочкам (8 и 10 лет), а также занятия онанизмом в их присутствии на территории детсада №375 по ул. Восточной, 54а, в г. Минске около 17 часов 6 марта 1998 года).
21 августа 1998 г. «епископ» Петр Гуща был приговорен к трем годам лишения свободы в колонии строго режима. 14 октября 1998 г. решением Верховного суда Республики Беларусь освобожден из-под стражи в связи с заменой наказания на 2 года условно.

После того, как в декабре 1998 г. Президиум Минского городского суда восстановил приговор о трехлетнем заключении, «епископ» Петр Гуща скрылся.

В настоящий момент в оппозиционных мероприятиях участвуют священники-автокефалисты Леонид Акалович и уже знакомый нам Викентий (Ковальков). Именно их фотографии в рясах можно постоянно видеть в фоторепортажах СМИ. По их же словам, в их церкви 5 священников на всю Беларусь и немногим более 20 прихожан только в одном минском приходе.

По нашему мнению, БПЦ стоило бы внимательно относится к подобным проявлениям, поскольку опыт Украины однозначно демонстрирует интерес радикальных кругов к автокефалии. Интересно и то, что вместо спасения души эти церкви заняты исключительно вопросами мовы, антисоветизма и противостояния с Россией.

Почему мы об этом пишем так подробно

Несмотря на то, что в Беларуси оппозиционные мероприятия зачастую выглядят жалко, все они имеют свою функцию – методом «подбора» анализируются и прощупываются болевые точки нашего общества.
Вовлеченность в куропатские события, религиозность и споры вокруг религии, отношение к коррупции и детям коррупционеров, отношение к наркотикам и наркопреступлениям – все эти сюжеты западным аналитикам интересны лишь с точки зрения мобилизации протестного потенциала, т.е. возможности вывести людей на улицы. К обществу подбирается тот ключ, который сможет вызывать наибольшее возмущение масс.
В далеком 1988 году таким ключом стали Куропаты и национализм.

Сегодня национального уздыма не получилось. Максимум, что сделал «курапацкая варта» за год «стояния» – изрядно загадила близлежащую лесополосу.

Это значит, что куропатская карта отыграна и больше не сработает. Но, как и тридцать лет спустя, мы видим, что националистические проекты моногосударств в бывшем СССР по-прежнему пытаются реализовывать (последним стало «вера, мова, нация» от Порошенко). А значит этнические и конфессиональные факторы и дальше будут использоваться в грязной игре на разделение.

Андрей ЛАЗУТКИН