СМЯЛЕЙ Ў БОЙ, КРАСА I ЦВЕТ МАЁЙ РАДЗІМЫ – АТРАДЫ ХРАБРЫХ ПАРТЫЗАН!

4 августа 1942 г. партизанами бригады «За Советскую Белоруссию», действовавшими в ряде районов Витебской области, была успешно проведена боевая операция по подрыву 110-метрового железнодорожного моста через реку Дрисса по железнодорожной магистрали Полоцк-Даугавпилс.

…В мемуарах секретаря ЦК КП(б)Б, начальника Белорусского штаба партизанского движения П.З. Калинина «Партизанская республика» читаем: «Как-то зашёл ко мне секретарь Витебского обкома партии И. А. Стулов и сказал: «Командование бригады «За Советскую Белоруссию» предлагает взорвать мост через Дриссу, чтобы вывести из строя магистраль Полоцк – Двинск, по которой немцы доставляют на фронт большое количество военных грузов. Уничтожение моста поручили трём отрядам: имени Щорса, имени Сергея Моисеенко и «Бесстрашному». Командиром всей группы назначили Петра Мироновича Машерова».

По мосту для переброски военной техникой и живой силы к Восточному фронту ежедневно проходило до 60 вражеских железнодорожных эшелонов. Белорусские народные мстители хорошо понимали, что при выводе из строя моста железная дорога замрет на длительное время на всем протяжении фронта, следовательно, прекратится подвоз всем необходимым к войскам, пути окажутся забитыми эшелонами, по которым будет удобно наносить удары советским бомбардировщикам.

Вывести из строя данный объект явилось делом весьма сложным: от места, где дислоцировались ближайшие партизанские отряды бригады, до Бениславского моста насчитывалось около двадцати километров, мост и ближайшие железнодорожные сооружения надежно охраняла специальная гитлеровская рота, усиленная пулеметами. На подходах к мосту немцы вырубили кустарник, заминировали подходы к железнодорожному полотну и укрепили многими рядами колючей проволоки.

2

Кроме того, на этом участке постоянно курсировал вражеский бронепоезд, а во многих местах были выставлены немецкие посты, удаленные от железной дороги на один-два километра. Как установила партизанская разведка, километрах в четырех от моста, в населенном пункте Борковичи, стоял немецкий гарнизон из ста пятидесяти солдат и офицеров, в любую минуту готовых прийти на помощь охранникам моста.

Решение на уничтожение моста было принято командованием партизанской бригады «За Советскую Белоруссию» (командир капитан А.И. Петраков, комиссар старший политрук А.В. Романов и начальник штаба В.Н. Дорменев). Бригада была создана в июле 1942 г. на базе 17-го отряда особого назначения, направленного разведуправлением Калининского фронта в тыл врага для организации партизанского движения на оккупированной территории Бешенковичского, Освейского, Городокского, Дриссенского, Россонского и Ушачского районов. На момент совершения боевой операции партизанская бригада «За Советскую Белоруссию» состояла из 20 отрядов, организованных в 3 группы партизанских отрядов: Дриссенскую, Россонскую и Освейскую. В бригаде насчитывалось 1523 партизана, 1123 винтовки, 72 ручных пулемета, 10 станковых пулеметов, 13 минометов, 5 артиллерийских пушек ПТО.

2

Партизанскую операцию решено было провести на рассвете 4 августа 1942 г. В штурмовую группу входили отряды им. Н.А. Щорса (командир П.М. Машеров) и им. Сергея под командованием А.П. Овсянникова. Штурмовой группе отводилась особая роль – расчистить путь партизанским подрывникам, фактически принять огонь врага себя. Приказом по бригаде командиром штурмовой группы был назначен Пётр Машеров, в послевоенное время – Первый секретарь ЦК КПБ, видный государственный и партийный деятель. На счету отряда уже было несколько удачных боевых операций: разгром вражеского гарнизона, уничтожение немецких разведгрупп, подрыв железнодорожного полотна. Для участия в операции Машеров отобрал из двух отрядов более шестидесяти бойцов – самых надежных, смелых и проверенных в боевых операциях. Партизанский план уничтожения стратегического железнодорожного моста сводился к следующему: на протяжении 90 км от Боркович до Свольна железнодорожное полотно по обе стороны объекта занимали небольшие партизанские силы прикрытия, которые перед началом операции выводили из строя телеграфные столбы и рельсы. Со стороны станции Свольна за группой прикрытия устанавливалась сильная засада, которая должна была сковать подброску подкреплений врага. «Обсудив детально план операции и, взвесив имеющиеся у нас силы, – вспоминал в своих мемуарах комиссар бригады Александр Васильевич Романов, – я посоветовал Петракову один из отрядов оставить в резерве, исключив его из состава штурмующей группы. А ящики с зарядами повезти не на конях, а на плоту, пристроив заряд не к крайнему быку, стоящему на отмели, а к среднему. Тогда мы добьемся максимального разрушения и увеличим трудности в восстановлении моста».

Одной из особенностей операции было то, что 400 кг тротила тола для подрыва моста решено было доставить по реке, построив для этого плот. Количество взрывчатки было рассчитано на полуподводный взрыв, усиливающий разрушительное действие тола. Проверяя ход выполнения приказа о подготовке к операции, комбриг Петраков разъезжал по отрядам. Вот сохранившиеся записи его дневника. «…1 августа 1942 г. Усиленно готовимся к нападению на Бениславский мост. Уже почти все есть: около четырехсот килограммов тола, артиллерия – три 45-миллиметровых пушки. Отряды готовы к выступлению. Мы сколачиваем ящики, вяжем тол в отдельные заряды, запасаемся веревками. 2 августа. Еще раз послали разведку на мост… Решаем атаковать мост – сил у нас достаточно и расстановка их как будто неплохая. Успех должен быть обеспечен. Днем пришли машеровцы и сергеевцы».

Вечером 3 августа 1942 г. партизанские отряды двинулись к деревне Рудня, где было назначено место сбора, а затем – к мосту. Шли глухими лесными дорогами.

Петраков записал в своем дневнике: «Мы в Рудне. Стройно, отряд за отрядом проходят партизанские силы. Их много. У всех приподнятое настроение. Двигаемся все дальше и дальше». Вскоре отряды штурмовой группы сосредоточились в небольшом лесу невдалеке от моста. Согласно разработанному плану, командование бригады выбрало огневые позиции для пулеметов и орудий, определило исходные позиции отрядов и систему огня.

Операция началась 4 августа 1942 г. в 4 часа утра, когда в нескольких километрах от моста один за другим громыхнули взрывы – это группы прикрытия рвали на флангах железнодорожное полотно, валили телеграфные столбы, лишая тем самым противника возможности подбросить подкрепления по железной дороге. После 10-минутного артиллерийского и пулеметного огня штурмовая группа под руководством командира отряда им. Н.А. Щорса Петра Машерова поднялась в атаку на штурм моста.

Противник оказал упорное сопротивление, но к половине шестого утра оно было сломлено. В художественно-документальной повести Владимира Якутова «Петр Машеров», выпущенной в свет в 1992 г. издательством «Белая Русь», приводятся воспоминания комбрига Петракова. «Увлекаемые своим командиром П.М. Машеровым, щорсовцы продолжали атаковать мост и казарму. Треск пулеметных и автоматных очередей, взрыв гранат перемешивались с орудийными выстрелами. «Вперед! За мной!» – услышали партизаны голос Машерова и пошли в рукопашную, добивая растерявшихся фашистов. Очистив мост от немцев, щорсовцы всеми силами набросились на караульное помещение и кирпичный дом, где еще отстреливались гитлеровцы. Вскоре они были все уничтожены. Петр Миронович вел огонь по охранникам, засевшим в окопах. Рукав его гимнастерки набух от крови».

Завязался бой с охраной. Гитлеровцы оказали сильное сопротивление, они располагались в блиндажах, окопах, дзотах, в казарме и отовсюду вели ожесточенный ружейно-пулеметный огонь. Выждав удобный момент, партизаны Дмитрий Веселов, Николай Шуплецов, Дмитрий Михаев, Анатолий Шаров, Николай Ефимов и другие подползли к вражеским укреплениям вплотную и забросали их гранатами. Путь для минеров был расчищен. Отчаянный Петр Мандрыкин и еще двое бойцов, орудуя самодельными веслами, под ожесточенным огнем противника направили плот с взрывчаткой к центральной опоре, прикрепили его, подожгли бикфордов шнур, и вскоре раздался оглушительный взрыв, что содрогнулась земля, и четырёхпролетный железнодорожный мост был взорван. Захватив трофеи, партизаны по сигналу ракеты отошли.

В документах и материалах «Всенародное партизанское движение в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – июль 1944) отмечается, что «после 2-часового боя с гарнизоном, находившимся в блиндажах, последний численностью в 70 чел. был уничтожен мост, казармы и караульные помещения были взорваны (400 кг тола), средний бык моста, оба пролета моста длиной в 50 м рухнули».

3

Операция по уничтожению охранного гарнизона и подрыву железнодорожного моста на реке Дрисса имела большое значение: движение вражеских эшелонов прекратилось на 16 суток. Вывод из строя железнодорожного полотна Полоцк-Даугавпилс в дни, когда советские войска вели тяжелые оборонительные бои под Сталинградом, срывал планы противника по переброске боевой техники и живой силы на другие участки фронта.

О взрыве партизанами Бениславского моста в 1970 г. подготовлен хроникально-документальный фильм «Взрыв на Дриссе» (автор сценария и режиссер Ю.В. Лысятов).

В экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны представлены фотопортреты и личные вещи непосредственных участников операции – П.М. Машерова, А.В. Романова, Г.И. Казарцева, М.Ф. Шарковой. В фондах хранятся и другие музейные предметы, относящиеся к этой боевой операции.

1

Возле деревни Ровное Поле Россонского района сооружён мемориал в память о бригаде им. К.К. Рокоссовского, на котором золотыми буквами высечены имена ее руководителей – А.В. Романова, П.М. Машерова и В.Н. Дорменева.

Бессмертный подвиг партизан навсегда останется в памяти народной.

Николай Шевченко, член Компартии Беларуси, Белорусского союза журналистов

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.