Репетиторы рекламируют частные школы?

Интернет-газета «Завтра твоей страны» внезапно вспомнила хорошим словом советских троечников – но, разумеется, только для того, чтобы в очередной раз полить белорусское образование.

Как видим, лучшего друга школьной реформы Евгения Ливянта отметили в первую очередь, хотя речь в этот раз не о нём. Автор статьи размышляет в свежем направлении – якобы белорусское образование спасут … частные школы! Правда, в заголовок этот тезис решили не выносить, чтобы не травмировать зажиточных читателей успешной интернет-газеты.

В тексте про советских троечников мы внезапно читаем следующее:

– Родители настолько встревожены ситуацией с низким качеством образования и систематическим проявлением формализма во взаимодействии педагогов, учеников и администраторов, что активно ищут альтернативу государственным школам, – считает эксперт в сфере образования, член попечительского совета школы STEAM Валентина Чекан.

Об этой частной школе мы знать не знали – она еще не действует, однако ларчик открывается просто, там объявлен набор с 1 сентября текущего года.

Как сообщает сайт «Office Life», учредителями частной школы STEAM, о которой идет речь в статье, являются В.Чекан и С.Дивин. А в попечительский совет сего заведения входит, к примеру, репетитор Андрей Григорьев, который, собственно, первым объявил в соцсетях о запуске данной школы и которую теперь по странному совпадению пиарят оппозиционные сайты второго эшелона.

Правда, входит репетитор Андрей Григорьев и в другой совет – общественный совет при министерстве образования. Однако тактика «нашим и вашим» нам малопонятна, и уж как минимум этим людям стоит подумать, нужно ли пиарить свое частное заведение, поливая систему образования через оппозиционную прессу.

1
Скриншот с сайта частной школы.

Здесь, кстати, прояснился другой аспект – когда в прессе шла кампания по гимназиям, А.Григорьев активно выступал на стороне министерства, поддерживая унификацию. И теперь становится понятно, для чего – ведь, цитата, «учредитель С. Дивин отмечает, что его школа не заменит гимназии, но станет еще одной достойной альтернативой».

Вся «поддержка» оказалась тактическим ходом. Похоже, что группа лиц вместо «закрывшихся» «элитных» гимназий решили попиарить частные школы как «элитную» альтернативу.

Мы, конечно, можем только догадываться, какие отношения редакция «Завтра» поддерживает с упомянутой в материале частной школой, но вопросы возникают. Потому что статья, вероятно, писалась по пресс-релизу заказчика, так как отдельные предложения в ней вообще не согласованы.

Вчитайтесь в эти сладкие, но неграмотные строки:

«В тренде — человеческое отношение, конструктивный образовательный процесс, глубину и ширину современных знаний и навыков, подходов».

Скорее всего, часть статьи просто скопировали-вставили – а далее эти специалисты по «ширине» и «глубине» решили рассказать нам про падающий уровень белорусского образования.

Стремление СМИ влезть в рынок не мытьем, так катанием нам понятно. Не брать же им деньги за рекламу государственных учреждений. А частник сам занесет в редакцию, была бы школа.

Кстати, пару слов о цене вопроса. Если верить объявлению упомянутой в материале частной школы, то стоимость обучения там составляет 820 рублей в месяц.

Поэтому неудивительно, что в простенькую статью вставлена околонаучная лексика, типа «когнитивные компетенции», «тренды», «футурологи» и прочее. Клиент должен видеть, за что платит такие огромные деньги – как будто из ребенка там вырастят не меньше, чем кандидата наук.

Вероятно, мы еще увидим не один «день открытых дверей» – когда известные репетиторы будут писать «джинсу» с рекламой своих собственных частных заведений за 400 у.е. в месяц. Кому-то явно этого хочется, но объективных предпосылок еще нет. Ведь можно долго насиловать кнопки клавиатуры на форумах, но как только вопрос бьет по карману, весь активизм быстро прекращается.

Надо также учитывать, что при такой коммерческой модели школьного образования, которая оставит 95% процентов детей за бортом, мы быстро придем к уровню образованности царской России с тремя классами церковно-приходской школы. А освободившиеся детские руки будут шить кроссовки или собирать медь на свалках – тем более, как мы писали ранее, экономист Романчук уже готов этому научить в своих рыночных колонках.

К сожалению, платное образование – это не пропагандистские гиперболы, а самая что ни есть реальность Запада. Нижайший «бюджетный» уровень для цветного населения и lower middle class и закрытые частные пансионы, где готовят элиту – это система, которая на западе работает уже не одно десятилетие.

Наши же репетиторы пока пристально следят за рынком и облизываются:

– Налицо рост популярности частного образования вслед за увеличением спроса на репетиторские услуги. Это потому, что родители недовольны государственной школьной системой, считает Евгений Ливянт.

В свою очередь, можно подумать, что родители очень довольны, когда платят репетиторам по 20 рублей в час. Что же касается школьной системы в целом, то все громкое «недовольство», которое мы наблюдаем в прессе, замыкается на очень короткий круг лиц, в пределах 10-15 человек. Это общественное мнение – фиктивное и не отражает реальной картины даже по столице, не говоря о регионах.

И, наконец, интересно наблюдать трогательную заботу о ребенке – авторы пишут, что в обычной школе ученик «выгорает», а панацеей является увлекательное и интересное частное образование.

Однако напомним, когда министерство отменяло экзамены в четвертом классе гимназий, чтобы снизить стресс (то самое «выгорание») для ребенка, оппозиционные колумнисты это восприняли в штыки. Двойные стандарты?

Также в статье присутствует «инновационный» тезис о том, что ученик должен быть мотивирован к выбору профессии – не об этом ли твердит минобр уже второй год? Учитывая, что ориентация образования на потребности национальной экономики является приоритетной задачей образовательной реформы. И очень интересно, как эту экономическую задачу собирается решать частник – хотя рискнем предположить, что если вы обучаете ребенка в частной школе по цене столичной месячной зарплаты, то проблем с работой, скорее всего, у этого ребенка по жизни не будет.

Забавно, что в конце статьи Евгений Ливянт неожиданно вспоминает добрым словом лихие девяностые годы, когда «зарплата учителя была 25 долларов», но государство «не мешало работать». Прогресс, конечно, налицо – сегодня эти 25 долларов репетитору платят за два занятия; но макроэкономическая стабильность – как раз заслуга того самого государства, которое навело порядок во всех сферах, включая бюджетную.
Что же касается утверждений о том, что в частной школе научат чему-то особенному, то сообщаем, что любая частная школа будет учиться по тем же единым планам, программам и учебникам Минобразования, что и учебные заведения в вашем спальном районе. Убеждать родителей в обратном – означает их «разводить», либо же сознательно искажать ведение учебного процесса. Однако в этом случае могут возникнуть большие проблемы, т.к. в случае выдачи аттестата любой частной школе необходимо будет проходить аккредитацию в минобразования.

Поэтому свой маркетинг частные заведения строят в основном на материальной базе – обещают десятиразовое питание и бассейны с шезлонгами, получая прибыль за счет набора дополнительных услуг. Но если у вас есть лишние деньги, лучше отдайте ребенка в спортивную секцию или свозите на море. А частные школы в Беларуси дейсвтительно присутствуют в крайне малом количестве, но ни одна из них ранее не пыталась вести пиар-кампанию за счет нападок на систему государственного образования.

Также обратите внимание, оппозиционные сайты работают циклично – в начале учебного года они поливают государственную школу (родители в эти дни раздумывают, нанимать ли репетитора), а ближе к началу календарного года начинают поливать вузы (вспомните истерику вокруг болонской системы, чтобы поступали в Литву и Польшу). Очень закономерно было наблюдать, что когда «болонская тема» себя исчерпала, сайты начали плавно переходить на рекламные материалы о ЕГУ.

Ларчик каждый раз открывается просто – деньги.

Сами же статьи пишутся по единому лекалу. Вам обещают свободу, индивидуальный подход на фоне «разложившегося» и «репрессивного» государственного образования. А дальше на выбор – отправляют к «известному репетитору», в «свободный» вильнюсский ЕГУ, на «политическую» программу Калиновского, а теперь еще и в частные школы, которые «заменят гимназии».

Кстати, мы обратили внимание, что репетиторы практически не комментировали нынешнюю вступительную кампанию, скромно отмолчались. А между тем, белорусская школа показала очень высокие баллы ЦТ. И значительное количество стобалльников – дети из регионов и села, где к услугам репетитора практически не прибегают. Результат дает дисциплина и самоподготовка, а не распиаренные «стобалльные центры» имени себя любимого.

Массовый читатель, конечно, любит хаять государство, но симпатии к подобным публикациям у населения быстро закончатся, когда им озвучат ценник частной школы. Если речь идет примерно о 400 у.е. в месяц (о чем в статье умолчали), то претензии к плохому белорусскому образованию отпадут сами собой.

Понятно, что частникам-учредителям нужно заработать на батон с маслом. Но для всех остальных это повод задуматься – какова РЕАЛЬНАЯ себестоимость образовательных услуг, и почему так важны принципы равенства и бесплатности общего среднего образования, которые закреплены в Конституции.

Андрей Лазуткин

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.