Польские учебники истории отрицают право белорусов на самоопределение

Ведущая польская газета «Речпосполита» вдруг озаботилась тем, как в белорусском учебнике освещается Катынь.

Произошло это сразу после того, как в РБ поднялась волна возмущения против реабилитации Райса-Бурого, чистильщика и убийцы белорусского населения Белосточчины.

В ответ нам решили предъявить некие белорусские грехи. Мол, у нас мало упоминаний о польских проблемах.

Однако автор публикации о белорусских учебниках совсем не поляк, а уже известный нам товарищ, который ранее писал о якобы притеснении польского образования в Беларуси.

Ранее мы уже упоминали его в своей статье – это уроженец РБ и выпускник программы Калиновского, бывший руководитель «Моладзі БНФ» на Мядельщине. Забавно, как из белорусского националиста он превратился в польского и теперь отстаивает польские интересы.

1

Конечно, под каждое требование поляков или их добровольных помощников мы не станем переписывать учебники, тем более не действующие.

И, прежде чем ковырять песок из глаз, посчитаем «бревна» в учебниках польских.

Самый лакомый кусок их истории – это межвоенная Польша, вторая Речь Посполитая, которую буквально разрывал на части нерешенный национальный вопрос.

Приведем некоторые цитаты оттуда, которые затрагивают непосредственно белорусов.

Цитируется по электронному источнику.

О праве поляков на полонизацию крес

«Пилсудский стоял на берегу океана людей, замкнутых в своей полной анархии. Железо куют, пока оно горячо, а ход истории – перед лицом таких событий, как революция в России.
Пилсудский прежде всего боялся возвращения царской России.
По украинскому или литовскому вопросу Пилсудский руководствовался исключительно польскими соображениями.
Во-первых, он стремился к расчленению России, во-вторых, считал, что государства, граничащие с Польшей, освободятся с помощью Польши от России, попадут с легкостью под влияние Польши, что поляки смогут их так же через некоторое время полонизировать, как дворяне бывшей Республики полонизировали и Литву, и Русь».

Оправдание принципа моногосударства в польских учебниках

«Дмовский был сторонником концепции инкорпорации, предполагающей включение в состав речи Посполитой земель в большинстве населенных польскоязычным населением или тех, на которых поляки были в меньшинстве, но составляли своего рода «элиту политическую, экономическую и культурную». Он рассчитывал на то, что удастся привести к ассимиляции человек другой национальности и, тем самым, создания государства «jednonarodowego» (т.е. моногосударства – А.Л.) На востоке Польши были присоединены такие области, как Литва, Галиция, Восточная и «земли по реку Березина».

«Восточная граница была сформирована, прежде всего, в результате действий военных. Борьба была не только спором за территориальную принадлежность в областях, но также была борьбой за существование польского государства».

Польша как щит против мирового большевизма

«Летом 1919 года польские войска захватили значительную часть Белоруссии и Волыни. Пилсудский, однако, решил остановить наступление, потому что в гражданской войне в России верх взяли белые и большевистская армия была близка к полному поражению.

Простой в боевых действиях с Польшей был использован большевиками, которые добились успеха в гражданской войне, и... начали подготовку к борьбе с Второй Речью Посполитой».

Т.е. поляки жалеют, что «не дожали» большевиков, когда те были слабее.

1

Данный плакат размещен в учебнике, чтобы проиллюстрировать пропаганду того времени.

А вот как учебник комментирует Рижский мир, по которому оторвали половину белорусских и украинских территорий.

«Поляки признали господство России над Украиной, отказались от требований в части белорусских земель, которые готовы были отдать России».

Т.е. учебник пишет о том, что поляки любезно отказались от претензий на «вторую половину», а не о том, как они оккупировали земли с этническим белорусским населением.

Об отрицании права белорусов на самоопределение

Конечно, в учебнике нет ни слова о Картуз-Березском концлагере, нарочанском восстании, рудобельской республике и прочих конфликтах. Как известно, проблемы негров не интересуют шерифа.

Вот как учебник вскользь упоминает белорусский вопрос:

«В принципе, они были меньшинством, лояльным к Польше, тем не менее, с их стороны были акты террора, скорее всего, вдохновленные большевиками, которые пытались в первые годы существования независимого Польского государства поощрять белорусское (и украинское) население организовывать выступления против представителей польской власти».

После прочтения создается стойкое впечатление, что Вторая Речьпосполитая – совсем не авторитарная военная диктатура, которая подавляла национальные движения и даже поучаствовала в разделе Чехословакии, а самое лучше, доброе и справедливое государство на земле.
Вот чему нужно учиться у поляков.

Наши же националисты, наоборот, кричат о том, что в учебниках мало критики советского строя и что нужно больше грязи.

Партия «Право и справедливость» вносит новое слово в историографию

В минувшем году ПиС ликвидировал польские гимназии (кстати, где по этому поводу возмущение наших оппозиционеров?) и тогда же приняла новые учебники.

По сравнению с ними старый учебник, который мы цитировали выше, может считаться образцом либерализма.

Даже в крайне консервативном польском обществе они вызвали полемику и насмешки.

Чтобы нас не обвинили в необъективности, обратимся к статье польского историка, доктора наук, редактора журнала «Политика» Адама Лещинского, профессора университета SWPS в Варшаве.

Мы перевели отдельные фрагменты его статьи-рецензии на новый учебник истории.

1

Папа и «проклятые гусары» бьют большевика

Реформа школьных программ в духе "ПИС" вступила в силу. Новые учебники по истории для начальной школы говорят почти исключительно о Боге, войнах и восстаниях. При этом «Католическо-национальная борьба» сопровождается манипуляцией фактами.

Адам Лещинский проанализировал три учебника для четвертого класса начальной школы: Tomasza Małkowskiego (Gdańskie Wydawnictwo Oświatowe); Wojciecha Kalwata i Małgorzaty Lis (WSiP); Bogumiły Olszewskiej, Wiesławy Surdyk-Fertsch oraz Grzegorza Wojciechowskiego (Nowa Era).

«История начинается в четвертом классе как отдельный предмет. Я выбрал этот класс, потому что в пропаганде, адресованной самым маленьким, проще всего показать послание политической власти.

Во-первых: программа перегружена. Четвероклассник (ребенок 10 лет) проходит весь курс истории Польши. Начинается от очень абстрактных тем: «что такое история» и «как узнать прошлое». Это трудно, тем более, что сами историки спорят о том, что такое история, и можно ли прошлое вообще узнать, и если да, то каким образом.

Потом через крещение Польши, польско-литовскую унию, битву под Веной, восстания – мы приходим к «Солидарности» и Папе. Вот путь, который проходит история нашей страны: от крещения до Папы, через битвы и резню.

«Солидарности» – 10-миллионному движению, которое изменило историю нашей страны – было уделено столько же места, что и Папе-поляку.

Во-вторых: программа на 80 процентов касается войн, восстаний и правителей.

Чем же занимались наши предки? Отвечая на вопрос об этом, четвероклассник ответит, вероятно, что войнами и молитвами. В перерывах между одним и другим, они жили во дворцах.

О том, что 90% населения Польши на протяжении 90% ее истории были крепостными крестьянами, четвероклассник, скорее, не узнает, а если узнает, то не запомнит, ибо занят войнами и восстаниями, а также героями, принадлежащими исключительно к социальной элите», – отмечает профессор Адам Лещинский.

Культ «проклятых солдат»

И дальше польский профессор пишет: «Ученик не узнает – потому что об этом есть лишь упоминания – что Польша до 1939 года всегда была страной многонациональной. Отдельной темой стали Крестоносцы, но не Холокост – хотя это одно из немногих событий, важных для истории всего человечества (а может быть, и единственное), которое имело место на наших землях.

При этом учебники создают культ «проклятых солдат», искажающий прошлое:

«Большинство Поляков не хотело, чтобы Польшей правили коммунисты. Некоторые отряды бывшей АК боролись с новой властью. Этих людей мы называем «несокрушимыми» или «проклятыми солдатами» (Małkowski, с. 146).

Неправда: не только войска бывшей АК (расформированной, напомним, ее командованием 19 февраля 1945 года) – боролись с властью. Сражались отряды многих политических группировок, в том числе и крайне правые. Это, однако, мелочь. Названия „несокрушимые” и „проклятые” - это названия оценочное, из словаря исторической политики "писсов". Историки используют термин описательный: напр., профессор Рафал Внук говорит о „независимом подполье”.

Настоящая манипуляция состоит здесь, однако, в сопротивлении коммунизму путем вооруженной борьбы.

В одном из учебников среди трех основных национальных праздников находятся рядом Праздник Независимости, День Конституции 3 мая и День Проклятых Солдат (!!!)», – замечает Адам Лещинский.

1

Адам Лещинский о ПНР:

«История коммунизма в учебниках – это только история жестоких репрессий, от убийства „проклятых солдат” до военного положения. ПНР изображается исключительно как тоталитарный режим, постоянно убивающий своих противников. Авторы подчеркивают нищету, дефицит в магазинах, очереди, цены.

Ученик не пишет, однако, ничего об условиях работы в межвоенной Польше – где условия труда на фабриках были гораздо хуже, а зарплата реально ниже, чем до 1914 года. В течение периода ПНР уровень жизни и доходы, однако, росли, хотя и медленнее, чем на Западе.

Были причины – из-за которых миллионы поляков в опросах после 1989 года отвечали, что в ПНР им жилось лучше.

Я написал давным-давно диссертацию о забастовках в период „Солидарности”, основываясь, в частности, на беседах с рабочими. Они жаловались на плохое обращение и низкую заработную плату в ПНР, но жизненная ситуация многих из них в 2004 г., когда я собирал эти интервью, была хуже, чем при коммунистах.

В учебнике же – отбор фактов и односторонне описании вне всех нюансов и контекста. Никто не станет защищать ПНР, но демонстрировать ее в качестве тоталитарного режима является фальсификацией истории.

Во II Речи Посполитой также закрывали оппозицию в тюрьмы, сажали людей в Березу без суда и стреляли в протестующих рабочих – и так много раз. Этого, однако, ученик из учебника не узнает.

Зато он узнает, что был построено порт в Гдыне, что было невероятным достижением».

Еще одна цитата о ПНР (Кальват и Лисица, с. 164):

«Коммунистическая партия проконтролировала работу всех государственных органов и жизни общества. Власть контролировала содержание прессы, книг, радио и телевидения. Через них партия передавала неверную информацию, подчеркивала свою непогрешимость и хвалила альянс, соединяющий Польшу с Советским Союзом».

«Да, партия контролировала работу государственных органов. Была цензура. Поляки имели, однако, большой диапазон свободы, – замечает польский профессор Адам Лещинский. –
ПНР стала временем расцвета польского искусства, культуры и литературы: Вайда и Кесьлевский снимали в ПНР фильмы, Анджеевский и Шимборская писали свои произведения. Да, это происходило очень часто вопреки власти – но происходило. Не говоря уже о восстановлении страны из разрухи войны и послевоенной индустриализации, урбанизации и повышении общественной жизни, связанной с переходом из сельской местности в города.

В учебнике же ПНР является равномерно черной, трагической эпохой скорби, в которой не было ничего хорошего. Даже 10-летним детям не стоит так упрощать».

О религии

Из тьмы ПНР поляков освободил Папа.

Главы, посвященные папе и Церкви в ПНР являются во всех трех учебниках очень странными. Приведем цитату (Кальват и Лисица, с. 170):

«Многие священники находились в заключении в тюрьмах и были убиты. Не позволялось также строительство новых церквей, а религию как предмет преподавания убрали из школ».

Адам Лещинский рассуждает на эту тему: «Если бы кто-то из вас забыл, как было, то напомню: коммунистические власти в первый период после войны, на самом деле посадила некоторых священников. На самом деле не разрешали строительство церквей – в определенные периоды! – а религию убрали из школ.

Но Церковь в ПНР после гонений била рекорды по числу священников и были построены сотни новых церквей. Религию из школ убрали только в 1961 году. Миллионы польских детей ходили, однако, на религиозные занятия, и никто им не мешал. Манипуляция авторов заключается в том, что информацию о реальных преследованиях распространяют на весь период ПНР.

История Польши в целом в учебниках – это область божественных вмешательств (таких как „Чудо над Вислой”). Мы, поляки, мы защитили всю Европу от большевизма в 1920 году».
Приведем цитату (Olszewska и др., с. 120):

„Победа в Варшавской Битве спасла не только польское государство. Если бы поляки не остановили большевиков под Варшавой, их армия могла бы захватить другие страны и навязать им коммунизм”.

Вы можете их оправдать: то же самое говорит сегодня президент Дуда (по случаю 15 августа) и другие политики правящей партии.

Историческая правда, однако, является более сложной. На запад от нас стояли армии, значительно сильнее польской. Восстания коммунистов в Германии и в Венгрии были уже летом 1920 года подавлены.

Сам факт «Чуда над Вислой» рассмотрен в религиозно-националистическом духе. Приведена картина Ежи Коссака „Чудо над Вислой”, ужасная мазня, на которой Богородица в лучах света, выходящих из облаков и с помощью ангельских сонмов, позволяет полякам победить красные азиатские орды.

2

Это только некоторые примеры – их очень много. Как видно, авторы учебников не лгут прямо, но очень явно искажают прошлое. Они делают это, прежде всего, вырывая факты из контекста.

Например, реальные события – такие, как убийства священников в ПНР – возводятся в ранг правила, как если бы убийства священников описывали всю совокупность отношений власти с Церковью.

Результатом является видение двадцатого века, в котором непорочный польский народ борется с плохим коммунизмом за независимость под руководством Церкви. Больше ничего там нет.

Это видение родом из «богоотечественных» детских книг, которые пописывал сегодняшний председатель Института Нацпамяти д-р Ярослав Шарек.

Проклятые гусары под командованием Иоанна Павла II прогоняют безбожных коммунистов: вот аннотация всей этой «истории». Ее целью является воспитание последующих поколений избирателей католическо-национального правого лидера. Когда ПИС уйдет, одной из первых задач для новой, демократической власти будет отказ от этой пропаганды и восстановление реальных пропорций о прошлом.

Подготовил Андрей Лазуткин

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.