«Недобросовестная конкуренция» в образовании: как выдать шило за мыло

Сайт eschool.by продолжает радовать нас отборной аналитикой на тему образования. Мы все ждали, когда же образовательные эксперты полезут в политику – и наконец, свершилось. В публикации от 21 числа Минобр обвинили в том, что чиновники загоняют детей на дни открытых дверей в столичные вузы, чтобы те не попали на минскую выставку российских университетов. Все это громко названо «образовательными войнами» и «недобросовестной конкуренцией», проведена аналогия с молочной отраслью.

Помимо молока, советуем связать проведение открытых дверей с налоговым маневром, перевалкой нефти через российские порты, кредитами Росатома и прочими важными вещами. Поскольку дни открытых дверей в вузах до этого проводились ежегодно, на каждый год можно что-нибудь да найти.

Конечно, конкурировать с МГУ и МГИМО путем проведения дня открытых дверей в БГАТУ для школьников – это та еще конспирология. При том, что все условия для поступления в РФ, наоборот, созданы. В российские вузы белорусы могут поступать на общих основаниях с россиянами – благодаря Союзному государству, что является значительным совместным достижением. Игорь Карпенко неоднократно встречался с министром образования России Ольгой Васильевой, в том числе на совместной коллегии российского и белорусского министерств, ведется большая работа по совершенствованию и гармонизации учебных процессов, образовательных стандартов.

Но опять же, оппозиционные источники негодуют, потому что если вы в рамках Болонской системы поступаете в Польшу – это хорошо, а если учитесь в образовательном пространстве Союзного государства – плохо.

Причем, возвращаясь к дням открытых дверей, очевидно, что одна из самых актуальных проблем – мотивировать школьника к поступлению на конкретную специальность. Именно для этого и проводятся вузовские мероприятия, причем не только для выпускных классов.

В то же время, мир полностью открыт. И человек, который хочет поступить в иностранный вуз – уедет, тем более, что такие решения, как правило, принимаются совместно с родителями или даже по их инициативе, так как в большинстве случае речь идет о платном образовании.

Для контраста мы приведем реальные примеры «недобросовестной конкуренции»:

• Программа Калиновского предлагала абитуриенту любой польский вуз на выбор без экзаменов, с возможностью подготовительного изучения польского и со стипендией польского правительства. Единственным условием была справка об отчислении из белорусского университета, например, за заваленную сессию или прогулы. Сама же программа выполняла две параллельные задачи: готовить пропольскую элиту, а также прикрывать оппозиционных активистов на случай отчисления

• Агрессивная критика болонской дорожной карты, выполняемой Беларусью. В текущем году нашей делегации в Париже европейцы не высказали ни одного упрека, зато по приезду в Беларусь оппозиционные сайты потекли, как из ведра.

• Море рекламных материалов о ЕГУ в СМИ, которые строятся на критике белорусского высшего образования. Пишутся они в формате заказной аналитики, как правило, бывшими же ЕГУшниками или аффилированными с ЕГУ аналитическими «сообществами». Контент разнородный, но выводы однообразные. Как правило, вал критики совпадает со сроками приемной кампании. Но зато нынешний ректор ЕГУ – бывший болгарский министр образования, уволенный после раскрытия коррупционной схемы. Уж он-то знает толк в «недобросовестной» конкуренции.

• Реклама собственных репетиторских услуг и даже частных школ через критику национальной системы образования в СМИ – ноу-хау местных репетиторов и одновременно борьба за элитный сегмент рынка, состоятельных родителей. Убедить отдавать за ребенка от 400 у.е. в месяц в частной школе – не такая-то простая задача, нужно попотеть.
Также со своей стороны мы делаем вывод, что огромная составляющая в современном образовании – это пиар.

Например, известным международным брендом стала финская система образования, которую теперь рекламируют как нечто универсальное. И хотя результат эта система покажет минимум лет через 20, многие и многие «тренера» уже успешно зарабатывают на тематических семинарах и даже консультируют госорганы.

В то же время, каждая национальная система образования уникальна и подходит только конкретной стране, никакого универсального рецепта по заимствованию быть не может.

Хотя есть и обратные примеры, которые наши эксперты в упор не видят. Так, помимо распиаренной финской, значительно меньше пишут о германской системе образования, где, к примеру, существуют реальные школы, которые ориентированы на рабочие профессии, и гимназии, где можно продолжать обучение в старших классах. Понятно, что к ФРГ претензий нет. А вот когда в Беларуси пристальное внимание уделяют профессионально-техническому образованию и ссузам, а также профессиональной ориентации школьников, критиков это не устраивает, ведь «всех отправляют в ПТУ и агроклассы», а «гимназии закрыли». (Кстати, куда исчезли все публикации? Обещали чуть ли не массовые протесты на 1 сентября по поводу гимназий – и кто в итоге оказался прав?)

Вы должны понимать, что образовательные темы, которые всплывают в прессе – это только верхушка айсберга. При этом навязывание извне некой системы образования – зачастую элемент экономической политики.
Например, за счет болонской системы происходит косвенное регулирование экономики, когда молодые, трудоспособные, активные люди фактически «выбрасываются» из системы трудовых отношений до 30-35 лет. Найти им рабочие места невозможно, особенно по гуманитарной специальности, и потому в ЕС существует целый класс «вечных студентов», которые получают одно образование за другим, заканчивают магистратуры и аспирантуры, получают европейские стипендии, но при этом так и не начинают работать.

Вместо решения структурных проблем таких стран как Испания, Португалия, Болгария, Румыния, Греция, Литва, Латвия «лишнюю» молодежь просто изымают, чтобы облегчить давление на рынок труда и политическую обстановку. Надо ли говорить, что мало кто из молодых людей возвращается на родину – тем более, что на низкоквалифицированные работы там стоит очередь из мигрантов, например, украинцев или африканцев.

Однако когда в развитых экономиках возникают потребности в инженерах, медиках, биологах, которые не получается оперативно закрыть за счет местных специалистов, тогда западные работодатели обращают взгляд на восток, и никакая болонская система или ее отсутствие их не смущает.

Например, известный факт, что белорусские программисты пользуются спросом за счет соотношения качества и цены. В то же время, менее известный факт в том, что на западе существует огромное количество посреднических структур, которые целенаправленно ищут белорусскую или российскую рабочую силу на проекты, которую якобы выполняют сами. Само собой, маржу они присваивают себе – так на кого мы должны работать? На себя или на посредников, за европейские копейки?

При этом можно легко подсчитать, сколько стоит подготовка квалифицированного специалиста за счет белорусского бюджета (плюс добавьте к этому себестоимость бесплатного обучения в школе за все годы).

Отправить такого специалиста на запад, обслуживать чужую экономику – царский подарок. И на примере Украины мы наглядно видим, как вся мало-мальски востребованная рабочая силы вымывается подчистую. При этом, что будет с национальной системой образования дальше, западного работодателя не волнует.

Поэтому проблемы национального образования можем и должны решать только мы сами. Иначе нас задавят той самой «недобросовестной конкуренцией» на межгосударственном уровне, с помощью грантов, фондов, коррупционного влияния и дипломатических поцелуев. Это сложные и многомерные процессы, и о них практически не пишут, потому что наши эксперты-репетиторы ничего не видят дальше собственного кармана.

Андрей Лазуткин

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.