ИХ ПЕПЕЛ СТУЧИТ В НАШИХ СЕРДЦАХ

75 лет назад – 22 марта 1943 г. – смертоносное дыхание войны навеки погребло под слоем пепла Хатынь – этот уголок белорусской земли, символ вечной памяти и скорби белорусского народа.

В 2009 г. в Национальной академии наук Беларуси вышла книга «Хатынь. Трагедия и память», где приведены практически все известные сегодня документы о Хатынской трагедии из фондов Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального архива Республики Беларусь, Государственного мемориального комплекса «Хатынь», а также рассекреченные данные Центрального архива КГБ. Представленные в научном исследовании документы позволяют составить реальную картину того, что происходило в тот трагический день. 22 марта 1943 г. для восстановления поврежденной партизанами связи между Плещеницами и Логойском были направлены 2 взвода 1-й роты 118-го полицейского охранного батальона. Подразделения попали в засаду, организованную партизанами отряда «Мститель» бригады «Дяди Васи» (позднее – бригада «Народные мстители» имени В. Т. Воронянского). В завязавшейся перестрелке был убит любимец фюрера гауптман Ганс Вёльке – чемпион летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине по толканию ядра. Для преследования партизан каратели вызвали помощь. Одновременно по приказу командира охранного взвода карателей В. Мелешко, были арестованы жители д. Козыри, которые занимались вырубкой леса недалеко от места засады, и которых заподозрили в связях с партизанами. Вскоре из Логойска прибыла часть батальона «Дирлевангер», а из Плещениц дополнительные подразделения 118-го полицейского батальона. Арестованные местные жители, решив, что их будут расстреливать, стали разбегаться. Каратели открыли стрельбу, было убито 26 человек, некоторые получили ранения.

После расправы над жителями д. Козыри полицейские и эсэсовцы направились в Хатынь. Фашисты ворвались в деревню, завязался бой, в котором погибли три партизана, пять были ранены. Под давлением превосходящих сил противника партизаны отошли. Каратели не стали их преследовать, а в ярости окружили деревню Хатынь. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда все население деревни было в колхозном сарае, оккупанты обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Одновременно были подожжены и все жилые дома деревни Хатынь. В тот день погибло 149 мирных жителей, среди которых насчитывалось 75 детей, не достигших 16-летнего возраста. Из находившихся в сарае детей в живых остались семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Из ослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди трупов односельчан он нашел своего сына, который был смертельно ранен и скончался на руках у отца. Этот трагический момент положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный Человек». деревень.

В уничтожении д. Хатынь и ее жителей принимали участие 118-й полицейский батальон и батальон СС «Дирлевангер». 118-й полицейский батальон, в основном, был сформирован в 1942 году в Киеве преимущественно из украинских националистов, жителей западных областей, которые согласились сотрудничать с оккупантами. Начальником штаба батальона служил бывший советский офицер Григорий Васюра, непосредственно участвовавший в карательной операции в Хатыни. В ноябре декабре 1986 г. в Минске состоялся судебный процесс над карателем. Решением военного трибунала Белорусского военного округа Васюра признан виновным в преступлениях и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Некоторые из карателей 118-го полицейского охранного батальона и батальона СС «Дирлевангер» в послевоенные годы были также привлечены к уголовной ответственности за преступления, совершенные в период Второй мировой войны.

В газете «Ленинец» № 3 за 5 апреля 1943 г. Плещеницкого РК КП(б)Б и Н-ского партизанского отряда размещена статья под названием «Запомни и отомсти!» о трагедии деревни Хатынь. Горестная история белорусской деревни легла в основу произведения белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть». Книга, в свою очередь, послужила основой сценария для двухсерийного художественного фильма «Иди и смотри» советского режиссёра Элема Климова, снятого в жанре военной драмы совместными усилиями киностудий «Беларусьфильм» и «Мосфильм» к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 1979 году белорусские писатели Алесь Адамович, Янка Брыль и Владимир Колесник издали документальную книгу-память «Я из огненной деревни…», в которой помещены рассказы более трехсот непосредственных свидетелей хатынских трагедий. В зале «Нацистский оккупационный режим в Беларуси. 1941-1944 гг.» Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны доминантой является инсталляция «Сожженные деревни», посвященная самым трагическим событиям в истории белорусского народа. В экспозиции представлены также обгоревшие бревна и остатки хозяйственного инвентаря из Хатыни.

17 января 1966 г. Президиум ЦК КПБ принял решение об установлении мемориальных знаков на месте сожженной деревни. По инициативе Первого секретаря ЦК КПБ Петра Мироновича Машерова архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь» построен в Логойском районе в 54-х километрах от Минска. Строить мемориал помогал весь Советский Союз: гранит был привезен с карьеров Украины, белый мрамор – из России, более двадцати советских заводов отливали колокола, делали урны для захоронения праха сожженных.

Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось 5 июля 1969 г. в ходе празднования 25-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Известный советский поэт Андрей Дементьев посвятил этому выдающемуся событию стихи «Колокола Хатыни»:

Теперь Хатынь – вся из гранита –
Печально трубы подняла…
Скрипят деревья, как калитка,–
Когда ещё здесь жизнь была.
Вновь иней на деревьях стынет.
По синеве, по тишине
Звонят колокола Хатыни.
И этот звон болит во мне…

Авторы комплекса – белорусские архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов – в 1970 году удостоены Ленинской премии в области архитектуры.

Мемориальный комплекс площадью 50 гектаров сохраняет планировку бывшей деревни Хатынь и состоит из отдельных фрагментов В центре комплекса возвышается бронзовая скульптура «Непокорённого Человека». Рядом – сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором немецко-фашистские каратели сожгли жителей деревни. На братской могиле из белого мрамора – Венец Памяти, на одной стороне со словами живых погибшим. На другой стороне запечатлен наказ мертвых живым: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обратятся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!». Бывшая улица деревни выложена серыми плитами под цвет пепла. В тех местах, где когда-то стояли хаты, поставлено 26 обелисков, напоминающих печные трубы, опаленные огнем, и столько же символических венцов-срубов из бетона. На Кладбище деревень – урны с землёй 186 деревень Беларуси, сожжённых оккупантами вместе с жителями. Над кладбищем день и ночь звонят Хатынские колокола. Под их реквием поднимается Стена памяти, в нишах которой находятся плиты с названием 66-ти лагерей смерти и мест массового уничтожения мирных граждан и военнопленных Беларуси. Завершает мемориал площадь Памяти, в центре которой растут 3 березы, символизирующие жизнь, на месте четвертой – Вечный огонь, символ погибших в годы войны жителей Беларуси. Рядом – Дерево жизни со списком 433 деревень, сожженных оккупантами и возрожденных после войны.

За годы существования Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» посетили свыше 36 миллионов человек более чем из 100 стран мира. Комплекс включен в Государственный список историко-культурного наследия Беларуси. В элементах мемориального комплекса выражено не только чувство скорби о погибших, но и чувство гордости за мужество и стойкость непокоренного белорусского народа.

По поручению Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков проведена реконструкция Государственного мемориального комплекса «Хатынь». На территории мемориала в 2004 г. открыта фотодокументальная экспозиция «Хатынь», в которой представлены документы и материалы, свидетельствующие о преступной идеологии нацизма, о планах фашистской Германии в отношении белорусского народа и методах их осуществления, о неслыханных по своей жестокости преступлениях гитлеровцев на белорусской земле.

Колокола Хатыни звонят над Беларусью, напоминая всему миру о трагедии белорусских деревень, призывая людей быть бдительными, чтобы никогда такое не повторилось. Реквием всенародной памяти и скорби звучит песня известного белорусского композитора, народного артиста СССР Игоря Лученка «Хатынь»:

Стой, человек! Море, застынь!
Замрите в полёте, птицы!
Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь
Вечным огнём нам в лица,
Смотрит живым нам в лица!

Николай Шевченко, член Компартии Беларуси, Белорусского союза журналистов

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.