Дорожная разметка и образование: экспертная обойма пополняется

Если в Беларуси ничего не происходит, то новости тоже пишутся из ничего. В этот раз журналисты «Солидарности» сделали из брестского промышленника эксперта по образованию и попытались связать его со скандалом в Щучинском сельхозлицее.

Как пишет сайт:

«Любопытно, что незадолго до скандала в Щучинском лицее владелец группы компаний «Строительная техника и материалы» Дмитрий Черненко призвал задуматься над тем, людям какого уровня интеллекта белорусы доверяют образование детей.

– Я бы сказал, что она (белорусская система образования) деградирует. Это неприятно произносить. Качество образования падает. Вы поймите: если в пединститутах недобор, и мы берем любых людей, которые вообще готовы там учиться, то потом мы этим людям доверяем самое дорогое – наших детей. И эти люди потом формируют сознание наших детей. Что мы делаем?!»

Напомним, мальчик из лицея, о котором идет речь, призывал в интернете штурмовать учебное здание, выдавая его за инопланетную базу. Научили его этому явно не учителя и явно не в лицее, поэтому вопросы про интеллект рекомендуем журналистам адресовать в семью.

Интервью с промышленником, о котором говорится в заметке, вообще было записано месяц назад.

Там предприниматель достаточно подробно рассказывает об укладке асфальте, качестве разметки, дорожной безопасности, работе светофорных объектов, автодорогах, ГАИ, синтезе полимеров и прочих вещах.

Интересующиеся могут сами убедиться и послушать по ссылке.

Из 45 минут об образовании там говорится всего пару.

Но поскольку в промышленности так называемая белорусская журналистика плохо разбирается, то материал подан с заголовком о «деградации образования».

Что же рассказал нам об образовании Дмитрий Черненко, компания которого производит машины и материалы для дорожной разметки в СЭЗ «Брест»?

А рассказал он, что открыл детский сад и первый класс (очевидно, речь идет о ведомственном объекте для сотрудников).

При этом он говорит, что «развивать надо не детей, а мам и пап» и что «образование должно быть бесплатным». «Брать большие деньги с родителей – тяжелейшее ярмо», – считает он.

Заметим, что в регионах частные школы практически не представлены. Причина банальна – недостаточный уровень доходов населения, который не позволяет платить за ребенка 400 у.е. в месяц, как в столице. Соответственно, нет и рынка подобных услуг.

Но журналисту этого мало, поэтому Черненко выводят на провокационные вопросы.

И уже об отношении к белорусской системе тот кратко отвечает, что «она деградирует» и «качество падает». Утверждается также, что в пединститутах недобор, и что «берут любых людей».

Сообщаем лицам, далеким от образования, что в 2019 на дневную и заочную бюджетные формы получения высшего образования в БГПУ было зачислено 1125 человек.

Из них на четверти специальностей дневной формы обучения зачислены медалисты и обладатели дипломов ссузов с отличием (в БГПУ поступили более 150 человек), выпускники педклассов (свыше 210, более 130 из них воспользовались правом поступления без экзаменов по результатам собеседования; средний балл аттестата у выпускников педклассов – 8,9). Студентами ведущего педагогического вуза стали свыше 120 выпускников гимназий и лицеев.

Кроме того, в БГПУ зачислены более 100 спортсменов высокого уровня: мастера спорта международного класса, мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, перворазрядники.

Рост проходных баллов наблюдается почти по всем специальностям (максимальный рост – 115 пунктов). Средний конкурс по университету составил более двух человек на место.
Самые высокие проходные баллы на дневной бюджет – на специальностях «Изобразительное искусство и компьютерная графика» – 322, «Логопедия» – 314, «Русский язык и литература» – 306, «Психология» – 305, «Практическая психология» – 304.

Т.е., как видим, берут далеко не «любых людей».

При этом сам Дмитрий Черненко очень осмотрительно призвал «не записываться в очередь к европейским институтам, чтобы пытаться их копировать», поскольку система образования там также долго не менялась и не соответствует вызовам времени.

Рекомендуем эту мысль рассказать поклонникам Болонской системы, коих сайт «Солидарность» периодически цитировал. Можно даже организовать с ними полемику, в формате «бизнес против грантовых механизмов».

Из всего приведенного выступления любопытно только то, что Дмитрий Черненко слово в слово дублирует журнал «Офис Лайф», где говорилось о необходимости государственного субсидирования частных школ.

Теперь уже очевидно, что в сообществе руководителей частных школ циркулируют одни и те же установки, т.е. это консолидированная и активная группа интересов, со своими лидерами. И если эти лица будут в дальнейшем лоббировать собственные интересы в ущерб государственным, это встретит ожидаемое противодействие.

Что до остального, то мы уже неоднократно писали, что лидеры мнений, скажем так, занимаются не своим делом и предлагают реформировать отрасли, в которых не имеют никаких профильных познаний.

Критика у них одинаковая, а рецепты довольно примитивные. Например, наш предприниматель приводит в пример Финляндию, где «учитель получает столько же, сколько начальник отдела на крупном заводе». Мысль эта благая, вопрос только в том, где взять это финансирование, особенно если начать субсидировать некие частные школы из бюджета.

А теперь вернемся к тому, с чего начинали.

В статье «Солидарности» речь шла о Щучинском сельскохозяйственном лицее, где учат на сварщика, электромонтера, водителя, слесаря.

Любой промышленник должен понимать, что, несмотря на кажущуюся простоту, слесари, сварщики и пр. – очень востребованные профессии, и выпускник при надлежащей мотивации и организованности может нормально устроиться в любом регионе страны. Вопрос только в том, как эту мотивацию прививать – желательно, с семьи.

Второй вопрос, можем ли мы самостоятельно подготовить сварщика, т.е. без участия Евросоюза и МВФ? Или здесь тоже остро нужны «реформы», некие «общественные комитеты» и «общественные обсуждения», как с высшим образованием? Почему так называемые эксперты вообще не проявляют интереса к сфере профтеха в СМИ?

Ответ банален – важен не результат, а потенциальный общественный резонанс, возможность взбудоражить общество, политизировать ту или иную проблему, создать протестную базу в виде студентов.

Белорусский профтех, кстати, отмечен международными наградами, а ситуация в нем – одна из лучших в СНГ. Другое дело, что ученики, якобы взрослые, не отвечают за свои поступки, готовы сдать зауча и директора, подставить педагога, слить запись в сеть и т.д.

Тот же, кто хочет и умеет учиться, свое место всегда займет. В противном случае придется работать на оппозиционных сайтах за валюту и строчить по темникам статьи о плохом режиме.

Что же касается «панацеи от частника», которую нам постоянно рекламируют, то, к примеру, последний скандал в той же свободной экономической зоне «Брест», где работает Черненко, был связан со «свинцовым королем» Виктором Лемешевским и строительством завода по переработке АКБ. Завод этот умудрились построить за 26 млн у.е., в то время как стоимость аналогичных предприятий в РФ и на Украине – 80-100 млн.

Это иллюстрирует, скажем так, психологию белорусского бизнеса и его отношение к прибыли безотносительно отрасли. Как известно, нет такого преступления, на которое бы капитал не пойдет ради 300% прибыли; и неважно, о какой сфере будет идти речь. Однако в период всевозможных рыночных «реформ» об этом принято забывать.

Андрей Лазуткин

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.