Не все то золото, что блестит, или Беспристрастность наизнанку

В жизни каждой державы важную роль играет государственная и военная символика, которая способствует воспитанию патриотизма у граждан и боевого духа защитников Отечества. Не случайно в Беларуси придается серьезное значение пропаганде символики страны. В свою очередь, оппоненты власти стремятся протащить и навязать свои символы.
Минским издательством «Харвест» издана книга «Военная символика белорусов». Автором ее является член двух творческих союзов и Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь В.А. Ляхор. Томик приятно подержать в руках: твердый переплет, красочно оформленный по краю иллюстрациями символики разных лет, позолоченные буквы названия книги и ее автора. Когда я полистал страницы хорошей плотной бумаги, мне бросились в глаза многочисленные иллюстрации, репродукции, рисунки, фотографии. Таковых оказалось более тысячи на 224 страницы.

Большинство рисунков мастерски исполнены автором книги. Ему не откажешь в таланте. Его красочные картины на всю страницу изображают батальные сцены, рыцарей различных времен, причем почти все на лошадях, которые автору особенно удаются. Есть в книге и портреты реальных личностей, написанные автором. Я наслаждался созерцанием прекрасных батальных сцен, всадников на лошадях, пеших средневековых рыцарей и других мужественных воинов.
И вдруг мое благодушное настроение резко изменилось. Со страницы книги на меня смотрел злейший враг Советской власти, генерал-подпоручик
С. Булак-Булаховский с наградой БНР на мундире. На рисунке левее он же в бурке и во весь в рост. За какие заслуги автор с любовью рисует и популяризирует этого бандита, палача красноармейцев, борцов за власть трудящихся на Беларуси? Неужели он тоже один из символов страны? Ведь книга о символике.
Дальше - больше. Оказалось, что все портреты, исполненные В. Ляхором для книги, изображают, в основном, только коллаборантов или военных преступников. И ни одного рисунка бойца с другой стороны баррикад, то есть защитников Советской власти.
Более пристальное знакомство с книгой показало, что автор провел немалую работу по изучению военной символики белорусов. Это позволило наполнить книгу описанием и изображением огромного числа символов с трактовкой истории их возникновения. Одновременно у меня сложилось устойчивое мнение, что кропотливый труд В. Ляхора был слишком односторонним, а потому с заметным оттенком тенденциозности. Его очень заинтересовала символика, связанная с провозглашением в марте 1918 года под присмотром немецких оккупантов так называемой Белорусской народной республики, лидеры которой сбежали в конце того же года в Вильнюс. Представили интерес для автора и антисоветски настроенные функционеры этого никем не признанного образования, о чем свидетельствуют исполненные автором портреты.
И как продолжение темы - не меньше увлекли автора символы и деятели профашистских националистических Белорусской центральной рады, Белорусской краевой обороны и производных от них формирований, которые вели ожесточенную борьбу с Красной Армией, Советской властью и народом БССР в годы Великой Отечественной войны.
Очень заинтересованно автор рассматривает фактически ту же символику, на этот раз навязанную нам антисоветчиками из БНФ и других право-националистических объединений в 1991 году, и которую белорусский народ отверг на референдуме в мае 1995 года. Он зачем-то насытил эту главу даже многими неутвержденными проектами символики, которые в основе содержали бело-красно - белый флаг и «погоню». Осмысливая все вышесказанное, я никак не мог избавиться от впечатления, что и книга эта замышлялась ради популяризации символики БНР, БЦР, БКА и РБ начала 1990-х годов, ностальгия по которым одолевает автора и, естественно, прозападную оппозицию.
Обратили внимание на себя и заголовки некоторых глав или разделов (в книге не обозначено, как их назвать). Назову отдельные из них. «В огне братоубийства», «В борьбе с большевизмом», «Между Гитлером и Сталиным». Уже одни эти заголовки проливают свет на политические предпочтения автора. Давайте порассуждаем пока только о намерениях автора что-то представить в этих главах для читателей и созерцателей. Пущенное в оборот так называемыми демократами утверждение о братоубийственной Гражданской войне 1918-1922 годов было призвано вытравить из сознания людей классовую составляющую этой жестокой схватки. Ведь в действительности шла непримиримая классовая борьба, сражались сторонники власти рабочих и крестьян против яростных защитников буржуазного, капиталистического мироустройства жизни. Даже демонстрация символики столь симпатичной автору БНР и советской символики того времени подтверждает непримиримость классового, идеологического противостояния носителей этих символик.
Автор буквально смакует действия белорусской эмиграции и внутренних антисоветских сил в годы Великой Отечественной войны, направленные против социалистического строя в Белоруссии, называя это борьбой с большевизмом. Уже само название главы подчеркивает негативное отношение выпускника Львовского военно-политического училища В.А. Ляхора к большевикам. Не случайно этому периоду он отвел много страниц. Перечисляя символики, демонстрируя плакаты предателей белорусского народа, он пытается показать, что занимает беспристрастную позицию стороннего наблюдателя, но у него это не получается. Как говорится, из его позиции «торчат уши» пристрастия к проделкам карателей и других буржуазных националистов, равно как ранее к коллаборационистам из БНР. Иначе он не рискнул бы поместить в книгу своих рисунков с портретами наиболее одиозных представителей БЦР, фашистских прихвостней - начальника Белорусской краевой обороны подполковника Франца Кушеля и командира разведывательно-диверсионного батальона «Дальвиц» майора Ивана Гелды.
Если уж автор действительно беспристрастен и объективен то, публикуя портреты функционеров БНР, поместил бы рисунки или фотографии деятелей БССР, образованной почти в то же время. Хотя бы тех же большевиков Д.Ф. Жилуновича или А.Г. Червякова.
В последние годы фальсификаторы истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны предпринимают попытки поставить на одну доску фашиста А. Гитлера и коммуниста И.В. Сталина, доказывают, что руководитель Советского Союза, а, следовательно, и государство СССР, повинны в развязывании Второй мировой войны наравне с авантюристом германским фюрером. Эти вымыслы уже многократно разоблачены, но злопыхатели нет-нет да вновь берутся за свое. Сродни этим потугам и заголовок главы «Между Гитлером и Сталиным» в рассматриваемой книге. На 18 страницах только плакаты, рисунки, награды, знаки различия, погоны и другая символика и атрибутика антисоветских белорусских формирований, в том числе и частей СС. А, между прочим, на советскую символику в виде только знамен хватило всего двух страниц. И это тогда, как Советская Белоруссия более 70 лет находилась в составе СССР, и военная символика этого могучего государства была символикой и нашей республики.
Все годы существования Белорусской Советской Социалистической Республики на ее территории дислоцировался Белорусский Военный Округ. Его символика – огромный пласт и неотъемлемая часть белорусской военной символики. Но им не нашлось места в книге. Боевые знамена соединений и частей, участвовавших в боях, украшены многими государственными наградами. Одно перечисление титулов прославленных соединений вызывает гордость. Вот только два из тех, которые освобождали Белоруссию от фашистов: 30-я гвардейская мотострелковая Иркутско-Пинская, ордена Ленина, трижды Краснознаменная, орденов Суворова и Трудового Красного Знамени дивизия имени Верховного Совета РСФСР. Или 120-я гвардейская мотострелковая Рогачевская Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова дивизия имени Верховного Совета БССР. И таких соединений не мало. Многие воинские части были награждены Вымпелами Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», Почетными знаками в честь 50-летия СССР, Почетными Красными Знаменами ЦК КПБ, Президиума Верховного Совета и Совета Министров БССР. В округе действовало Переходящее Красное Знамя Военного совета БВО. Для лучшей комсомольской организации полка ЦК ЛКСМБ также учредил Переходящее Красное Знамя, которое присуждалось раз в год. В округе часто проводились крупные учения и маневры.
Войска округа участвовали в таких учениях как «Днепр», «Двина», «Неман», «Березина» и других. В связи с крупными учениями изготовлялись нагрудные значки. Можно привести и другие примеры использования в войсках округа символики. В БВО служили легендарные личности, около десятка дважды Героев Советского Союза, один действовавший (С.К. Тимошенко) и несколько будущих Маршалов Советского Союза (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, С.Ф. Ахромеев, С.К. Куркоткин). Не лишне напомнить, что гордостью Беларуси являются ее сыны, ставшие авторами уникальных подвигов: старший лейтенант А.К. Горовец единственный из советских летчиков в одном бою сбил 9 фашистских самолетов, а старший лейтенант Б.И. Ковзан единственный, кто совершил 4 воздушных тарана и остался жив. Вот кто является символом нашей героической страны и достоин красоваться на страницах рассматриваемой книги.
Во время оккупации территории БССР немецко-фашистскими войсками наша республика превратилась в поле сражения белорусского народа против иноземных захватчиков. Не случайно ее назвали республикой-партизанкой. Численность партизанских соединений и частей, а также подпольщиков во много раз превосходила состав профашистских военных формирований, состоящих из предателей своей Родины. У партизанских бригад и отрядов также была своя символика. Те же именные знамена, листовки, плакаты, медали «Партизану Великой Отечественной войны», значки. Кроме того, многие партизаны прославили Белоруссию своими подвигами, удостоились звания Героя Советского Союза. Первым из партизан в годы войны, присвоено это звание белорусским партизанам Т.П. Бумажкову и Ф.И. Павловскому. Непонятно, как автор, рассуждая о воинской символике белорусов, мог обойти эту сторону истории Советской Белоруссии для показа символики тех лет. Символика партизан свелась в книге к нулю, а о портретах и снимках нечего и говорить. Их место заняли коллаборационисты и приспешники гитлеровцев. Это еще одно напоминание о «беспристрастности» и
«объективности» автора. Не вызывает сомнения, что В.А. Ляхор без большого труда смог бы подготовить материал для публикации в книге глав (или разделов), посвященных символике народных мстителей и войск Белорусского военного округа.
А теперь несколько слов о фотографиях и прочих рисунках. В книге помещено несколько фотографий советских воинов, преимущественно известных только в узком кругу. Их качество крайне неудовлетворительное, невозможно рассмотреть лица. Немного лучше снимки известных людей Маршала И.И. Якубовского и майора С.И. Грицевца. Зато рисунки персоналий из другого лагеря четкие и даже цветные. Что это как не пренебрежение к советским воинам. И еще. Обилие снимков и репродукций странно дозируется. Например, почему-то несколько снимков освещают различные мероприятия антисоветских структур (прохождение строем, различные сборища) и ни одного снимка аналогичной тематики с другой стороны. Даже параду партизан после освобождения Минска не нашлось места в книге. Дело дошло до подтасовки. Так, раздел «Знамена войны» начинается снимком немецких офицеров, отдающих честь военному знамени фашистской Германии, а подпись под снимком: «Совместный парад войск вермахта и РККА в Брест-Литовске, 1939 г.». К чему это? К тому же, что и публикация на стр.20 рисунка неизвестного художника «Битва под Оршей». Ведь эту рядовую средневековую битву, в которой поляки нанесли поражение московской дружине, русофобствующие элементы выволокли на свет, чтобы насолить своему великому соседу и накалить националистические страсти.
Автор книги предвидел, что его публикация вызовет немало вопросов. Поэтому в «Слове к читателю» он решил упредить их, постарался защитить от возможных нападок на не популярные у подавляющего большинства граждан символы, а также исключить критику в свой адрес за увлечение популяризацией недругов Советской Белоруссии. Потому он пишет: «Очернение собственной истории, спекуляции на прошлом, в том числе и на теме коллаборации, и вредны, и не состоятельны. Выживая в пекле войны, в тисках диктатуры, белорусы видели разные символы, в том числе и звезды на околышах фуражек стрелков в Куропатах, у конвоиров в сталинских лагерях и прочее». Комментарии излишни. И так ясно, что сознание автора сформировано и засорено на основе мифов. Ельциных, Яковлевых, Солженициных, Позняков и прочих подобных им врагов социалистической цивилизации, фальсификаторов нашей истории.
Книга вышла тиражом в 1500 экземпляров и, видимо, поступила в библиотеки воинских частей и учебных заведений, не говоря уже о публичных библиотеках. Наряду с полезным справочным материалом она искаженно и предвзято информирует читателя по многим позициям, навязывает ошибочные оценки истории, что ущербно для воспитания, прежде всего молодежи.

Автор: 
Андрей КОВАЛЬ, член военно-научного общества
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.