Л.Криштапович: Что скрывается за понятием гражданское общество?

Вначале определимся с терминами. О гражданском обществе говорится много, причем это понятие выдается за некое новое слово в политической литературе, которое имеет важное значение в демократизации современного политического процесса. На самом деле ничего научного, то есть истинного, в концепции гражданского общества не заключается. Само понятие гражданского общества возникло в эпоху Нового времени и было обязано своим происхождением атомистическому учению, по которому мир состоит из атомов и пустоты. Это атомистическое воззрение из физики было перенесено в политические учения нового времени, согласно которым воля отдельных людей образует принцип государства, силой притяжения отдельных людей являются их личные потребности и интересы, а государство как некое всеобщее есть лишь результат внешнего договорного отношения между ними. Таким образом, в концепции гражданского общества люди – это независимые друг от друга атомы, а государство – пустота, то есть ночной сторож, который охраняет сон и имущество своих атомов-индивидов, угомонившихся после дневного хаотичного движения.

Нетрудно понять, что так называемое гражданское общество в действительности никаким обществом не является, а представляет собой атомистическую конструкцию применительно к политической сфере. Разумеется, в свое время концепция гражданского общества, опиравшаяся на тогдашнюю методологию познания (атомистику) и отбрасывавшая религиозное объяснение происхождения человека и государства, носила прогрессивный характер, несмотря на свою ненаучность. В дальнейшем эта атомистическая конструкция в политике получила название политической робинзонады, как абстрактного, неистинного понимания происхождения общества и государства. Использование же этой политической робинзонады для анализа современного общества, для оценки уровня развития свободы человека и демократии, когда атомистическое учение и философия Просвещения представляют собой пройденные ступени как в познании природы, так и общества, свидетельствует лишь о низкой культуре политического мышления.

Марксизм четко определил место философии Просвещения, а следовательно, и концепции гражданского общества в социальном познании. В афористической форме этот завершающий этап в становлении научной социальной теории был сформулирован К. Марксом в его десятом тезисе о Фейербахе. «Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество».

Кстати, в современной западной политической мысли гражданское общество представляет собой не столько реальность, сколько теоретическую модель для анализа достижений в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обобщений. К неотъемлемым чертам гражданского общества относятся: права и свободы человека, способность человека быть ответственным в свободе, наличие минимума социальных и природных благ, а также социального порядка.

Таким образом, за понятием гражданское общество скрывается обыкновенный феномен общественности, общественного мнения. Мнения правят миром—говорили философы-просветители. И это было правильное понимание природы общественной силы. Феномен общественности, или, другими словами, так называемого гражданского общества можно уточнить, конкретизировать, если прибегнуть к сопоставлению с понятиями «этнос», «нация». В отличие от этноса, нации, гражданское общество опирается и развивается исходя из крепнущего правосознания. Внутри этносов преобладает власть обычаев, нациями же движут либо стихийные, либо осознанные национальные интересы.

Конечно же, «крепнущее правосознание» – лишь одна из определяющих черт феномена общественности, поскольку другой его важнейшей чертой является именно «системность». Системность означает не только то, что общественное мнение формируется инициативными людьми, но и понимание того, что она, эта системность, может явиться целенаправленной деятельностью самого государства. Смысл последнего замечания состоит в том, что во многих государствах общественное мнение «вырастает» не только из инициативы граждан, но и вследствие той или иной (правовой, политической, социальной, культурной, научной) деятельности государства.

Поэтому всякое противопоставление государства и общественного мнения некорректно. Подобное противопоставление есть лишь маскировка той ситуации, когда под видом «гражданского общества» между государством и гражданами помещается чужое государство, стремящееся реализовать свои интересы в чужой стране. Прикрываясь видимостью «гражданственности», чужое государство тем самым отстраняет национальное государство от системы управления, что объективно ведет к деградации всех сфер жизнедеятельности в той стране, где действуют подобные институты «гражданского общества». Печальный опыт деструктивной деятельности таких институтов характерен для тех постсоветских республик, где вместо реализации собственных национальных интересов занимались реформированием экономической и политической системы по указке западных центров, как правительственных, так и неправительственных, то есть «гражданского общества». И то, что в Беларуси не пошли по пути такой «гражданственности», спасло наш народ от величайших бедствий. В Беларуси начала совершенствоваться и укрепляться национальная система общественного мнения, или, если кому это больше нравится, гражданского общества.

Суть гражданского общества в этом аспекте – принятие стратегических для общества и граждан решений на основе широкого обсуждения актуальных проблем, использование ресурса «совета» в самом широком значении этого слова. Достаточно сказать, например, что республиканские референдумы в стране проводились в 1995, 1996, 2004 годах. На обсуждение граждан выносились самые актуальные и судьбоносные для общества вопросы.

Сфера компетенции общественности присутствует в любой сфере жизнедеятельности государства. В частности, профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, охраной труда, улучшением условий на производстве. Стала наполняться реальным содержанием концепция социального партнерства – принципиально новая система согласования позиций сторон, участвующих в коллективных трудовых соглашениях и представляющих интересы работников, нанимателей и государства. При этом в качестве базовых были восприняты конвенции и рекомендации Международной организации труда, ратифицированные Республикой Беларусь. Реализуются важнейшие социальные программы (помощи престарелым людям, инвалидам и т.д.).

Белорусский республиканский союз молодежи сосредоточил свои усилия на формировании гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа. БРСМ активно участвует в реализации государственной молодежной политики, оказывает содействие в создании рабочих мест для молодежи, ее трудоустройстве. Организует свободное время своих членов, проводит лекции, концерты, республиканские акции различной направленности и т.д.

Что, впрочем, нисколько не исключает возможности появления самых разных общественных организаций, будь то любители духовых оркестров, защиты флоры и фауны, различных детских организаций и т.п. Вообще-то, чем разнообразнее спектр общественных движений, тем насыщеннее палитра общественного мнения и тем больше возможностей для реализации любым человеком своих устремлений.
Конечно, мнения членов различных общественных структур могут отличаться, однако есть нечто общее, что сближает большинство из них: интересы белорусского общества, реализация тех задач, которые близки нашим соотечественникам.

Сам принцип общественности основан на бескорыстном служении гуманным идеалам, нормам, ценностям. Сложно представить себе структуры, которые называют себя «гражданскими», но преследуют сугубо политические, «властные» цели. Общественное мнение потому и гражданское, что опирается на инициативу самих граждан, энтузиазм и добросовестный труд рядовых членов общественных организаций, стремится к балансу интересов, а не пытается решать задачи, связанные с реализацией каких-то узкокорыстных интересов.

Автор: 
Лев КРИШТАПОВИЧ
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.