Концептуальные основы идеологии белорусского государства

Продолжение. Начало в № 20
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Экономические основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа об организации экономической сферы общества, соотношении различных форм собственности, роли государства в экономических процессах, труде как средстве обеспечения личных и национальных интересов.
Белорусская экономическая модель
Белорусская экономическая модель предполагает форми­ро­вание социально-ориенти­рованной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием различных форм собственности и государственным регулированием экономической деятельности в интересах человека и общества, на основе справедливой и честной конкуренции.
Ее основные черты:
сильная и эффективная государственная власть;
развитие частного сектора наравне с государственным;
приватизация – не самоцель, а средство поиска заинтересованного инвестора, создание эффективного собственника;
интеграционные процессы с Россией и странами СНГ;
сильная социальная политика государства.
Одним из важнейших крае­угольных камней белорусской модели социально-экономического развития выступает эффективная и авторитетная власть, которая позволяет обеспечивать национальную безопасность, социальную справедливость и общественный порядок. В короткий срок Республике Беларусь удалось подняться и в полный голос заявить о себе как о суверенном государстве с самостоятельной, сильной и поистине народной политикой.
Несмотря на всю сложность переходного периода руководству удалось уберечь страну от мафиозных кланов, не допустить к управлению криминал. Власть не «разбазарила» народное достояние, и страна не погрязла в долгах, отдавать которые пришлось бы последующим поколениям.
Власти Беларуси исходят из того, что любые реформы, любые преобразования не должны идти в ущерб людям. Поэтому реформирование экономики в нашей стране идет эволюционным путем, при сохранении и увеличении доли социальных программ, приоритете социальной защиты населения. Разумное сочетание рыночных и социально-ориентированных механизмов обеспечивает сегодня устойчивость белорусской экономики, доверие населения к проводимым реформам.
Жизнь подтвердила правильность экономического курса белорусского государства. Не пойдя на обвальную приватизацию, резкое имущественное расслоение, куплю-продажу сельскохозяйственных земель, децентрализацию в управлении экономикой и страной, руководству страны удалось сохранить не только промышленность, науку, социальную сферу, но и социально-политическую стабильность.
Однако современные вызовы времени требуют новых качественных преобразований белорусской экономики. Возникла объективная необходимость перехода к новому этапу инновационного, интенсивного пути развития на основе разработки и внедрения наукоемких, ресурсо­сберегающих, эколого-защитных технологий, одним словом – к
постиндустриальному информационному обществу.
Одной из главных задач в экономической сфере является формирование среднего класса – основного носителя политической стабильности. Решению данной задачи будет способствовать стимулирование малого и среднего предпринимательства, которое способно обеспечить долгосрочный экономический рост. Оно создает в экономике конкурентную среду, поддерживает внутренний спрос и служит важным источником занятости.
Усилия следует направить на упрощение процесса регистра-
ции предприятий, сокращение видов лицензируемой деятельности, уменьшение бюрократического бремени, оптимизацию налоговой нагрузки, расширение льготного кредитования, поддержку инновационных технологий, подготовку высококвалифицированных и профессиональных кадров.
По мере роста и укрепления малого и среднего бизнеса государственное регулирование экономики целесообразно сократить при одновременном повышении ответственности субъектов хозяйствования за выполнение законодательства Республики
Беларусь.
В дальнейшем будет осуществляться оживление отечественного производства и подъем инвестиционной активности, обеспечение занятости населения и создания условий для экономического роста, повышение конкурентоспособности товаров белорусских производителей, значительное повышение доходов граждан Беларуси. Притом прирост ВВП должен обеспечиваться при снижении материало- и энергоемкости производства за счет разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса.
Собственность
Статья 13 Конституции Республики Беларусь. «Собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности ... и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства». Статья 44. «Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению... Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством».
Фундамент любого общества составляют экономические отношения, в первую очередь, отношения собственности. Это тот каркас, на который настраивается все здание современной экономики. После провозглашения независимости Беларусь пошла по пути построения многоукладной рыночной экономики, что нашло свое выражение в создании различных форм собственности при гарантированной равной поддержке их развития со стороны государства.
Переход к экономике рыночного типа в нашей стране осуществляется при сохранении преобладающей роли государственного сектора. В государственной собственности находятся недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначения. Подобные меры направлены на сохранение национального богатства в собственности народа. Именно отсутствие олигархических кланов позволяет белорусам быть хозяевами своей страны, а властям проводить независимую политику в интересах народа.
В то же время руководство страны осознает важность развития частного сектора, однако не в ущерб национальным интересам, которые должны стать главной целью деятельности предпринимателей и предприятий частной формы собственности. Отстаивание национальных интересов – главный приоритет политики белорусского государства в сфере экономики.
Ставка делается на инвесторов, обеспечивающих привлечение средств в реальный сектор экономики и заинтересованных в долгосрочном развитии белорусских предприятий. Более того, будущий собственник должен брать на себя обязательства по улучшению социальных условий трудящихся. Это инвестиции в здоровье человека, в его профессиональное и духовное развитие, одним словом – в будущее страны.
Приватизация крупных предприятий будет проводиться поэтапно, с сохранением первоначально контрольного пакета акций за государством, чтобы убедиться в серьезности намерений инвесторов. Но даже при переходе госпредприятия в частную собственность государство посредством реализации права «золотой акции» в состоянии создать эффективный механизм защиты трудового коллектива и национальных интересов в случае возникновения на предприятии неблагоприятной социально-экономической
ситуации.
Труд
Статья 41 Конституции Республики Беларусь. «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, ... право на выбор профессии, рода занятий и работы ..., а также на здоровые и безопасные условия труда». Статья 13. «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни».
Наиболее достойным способом самовыражения человека в Республике Беларусь выступает труд как средство обеспечения личных и национальных
интересов.
В условиях перехода к рыночной экономике возникает необходимость повышения производительности труда. Совершенствование трудовой деятельности осуществляется посредством формирования мотивации труда работников. Белорусское государство проводит политику, направленную на обеспечение разумного баланса материальных и моральных стимулов трудовой деятельности, поддержку и поощрение честных, трудолюбивых, добросовестных и инициативных работников.
Основным фактором мотивации трудовой деятельности является заработная плата, но только при условии пропорциональной зависимости от достигнутых результатов. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. Недопустимо использование уравнительных форм оплаты труда.
Мотивированию трудовой деятельности способствует расширение социальной базы предприятий за счет развития непроизводительной сферы – образования, здравоохранения, обслуживания. Такими мотивами могут стать: обязательное переобучение работника за счет предприятия; выделение льготных и долгосрочных ссуд на приобретение жилья; оплата лечения и отдыха работника; возможность профессионального обучения детей; возможность приобретения продукции предприятия по сниженным ценам и т.д. Подобные меры приведут, с одной стороны, к созданию новых рабочих мест и поддержанию отечественного лечебно-оздоровительного комплекса, а с другой – к «привязыванию» работника к своему предприятию.
В силу ограниченности материальных ресурсов следует применять такие виды стимулирования, как улучшение условий труда, возможность карьерного роста и развития творческих способностей работника. Необходимо больше доверять молодежи, использовать ее стремление к самостоятельности посредством предоставления некоторой свободы в рамках функциональных обязанностей, поощрять инициативу, желание брать ответственность на себя, поддерживать здоровую конкуренцию.
В белорусском обществе сильны традиции коллективизма, важное значение для трудящихся имеет микроклимат в коллективе. Главная роль в этом вопросе принадлежит профсоюзам, которые ответственны за создание атмосферы партнерства и взаимопомощи. Профсоюзы призваны содействовать развитию таких качеств, как бережливость, трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, ответственность; бороться с пьянством и хищениями на производстве; способствовать привлечению трудящихся к управлению предприятиями.
Сегодня во главу угла должны быть поставлены вопросы дисциплины, порядка и ответственности как в производственной, социальной, культурной, так и в управленческой сферах. Это необходимое условие не только повышения производительности труда, но и достижения намеченных результатов социально-экономического развития.
Продолжение в №24

Автор: 
Светлана ПАРЕЧИНА, кандидат политических наук
Номер газеты: