Концептуальные основы идеологии БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Концептуальные основы идеологии белорусского государства составляет система основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь.
Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.
1. КУЛЬТУРНО-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Культурно-исторические основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о развитии белорусской государственности, происхождении и формировании белорусского этноса, особенностях развития его самосознания и утверждения в качестве самобытного народа, становлении этнических, а затем и национально-культурных черт белорусов.
Государственность
Создание идеологии государства обусловливает необходимость осмысления исторического опыта белорусского народа, обращения к прошлому, к истокам государственности. Белорусская государственность восходит своими корнями к Древнерусскому государству – Киевской Руси, когда белорусы, русские и украинцы составляли единый народ – Русь. В XI-XII веках была оформлена идея общерусского единства, так актуально звучащая в наши дни.
После распада Древнерусского государства на северо-западной его части возникло Великое княжество Литовское, в котором белорусский этнос занимал доминирующее положение, а белорусский язык был государственным.
В эпоху существования ВКЛ начался процесс формирования этнического самосознания белорусов, что нашло свое выражение в развитии белорусского языка, письменности, национальных обычаев и традиций, философской и политико-правовой мысли. XV – XVI века, по мнению отечественных историков, считаются периодом расцвета белорусской национальной культуры.
Вхождение ВКЛ в состав Речи Посполитой положило начало национальной, культурной и религиозной дискриминации белорусов. Речь Посполитая как государство меньше всего была заинтересована в развитии белорусов как самобытного народа и делала все возможное, чтобы стереть из их памяти этническую принадлежность. Однако наши прадеды, обладая высоким уровнем национального самосознания, развернули национально-освободительную борьбу. Несмотря на польско-католическое давление, гонения, запрет родного языка (1697), белорусы смогли отстоять и сохранить для своих потомков национальную культуру, язык и традиции.
Присоединение белорусских земель к Российскому государству отчасти способствовало национальному возрождению. Существенную роль сыграло начавшееся с середины XIX века изучение быта, культуры, языка и истории белорусов. По мысли царской администрации, оно должно было подтвердить «исконно русский характер «Северо-западного края» и оправдать политику его русификации. Но результаты исследований свидетельствовали о том, что белорусы являются самостоятельным этносом.
Во второй половине XIX века стали возникать белорусские культурно-просветительские и об­щественно-политические органи­зации, ведущие целенаправлен-
ную работу по формированию белорусской нации. Как сказал Костусь Калиновский: «История выработала для белорусов особую национальность, и они владеют всеми условиями для самостоятельного развития».
Однако до начала XX столетия государства с названием «Беларусь» в мире не существовало. Только провозглашение 1 января 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики сыграло судьбоносную роль в становлении белорусской государственности. БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации.
При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР позволила впервые в истории создать нашему народу эффективно действующий аппарат государственного управления, национальную систему образования и культуры, мощную экономику. Одним словом, заложить основу для возникновения независимого и суверенного государства – современной Республики Беларусь. Сегодня преемственность традиций, уважительное отношение к своей истории, политической символике – залог построения сильной и процветающей Беларуси.
Государственная символика, являясь носителем значимой информации и используясь в повседневной жизни, служит объединению людей, способствует политической социализации личности, осознанию ею своего места в обществе, а, следовательно, становлению истинного гражданина и патриота Родины. Необходимо разъяснять белорусским гражданам значение Государственного гимна, герба и флага Республики Беларусь, формировать почтительное отношение к ним. Представляется целесо­образным начинать занятия во всех учебных заведениях страны с исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.
Самобытность
Белорусы – самобытный народ с многовековой историей. Находясь между Западом и Востоком, Беларусь постоянно испытывала воздействие различных культур и духовных традиций. Географическое и геополитическое положение нашей страны во многом оказало огромное влияние на формирование белорусского народа, его менталитет. Исторические события создали неповторимый белорусский национальный характер, а «пограничье» явилось важнейшим фактором становления таких национальных черт, как компромиссность, миролюбие и
толерантность.
Постоянное нахождение Беларуси в сфере влияния и противодействия различных сил и интересов выработало у белорусов стремление разрешать спорные и конфликтные ситуации без применения силы, посредством достижения разумного компромисса на основе уважительного отношения к людям с другим мировоззрением или типом мышления. Подтверждением этому служит тот факт, что с территории Беларуси на протяжении более чем тысячелетней истории не исходила ни одна захватническая война.
Белорусы не приемлют крутых перемен сложившегося строя, уклада жизни и выступают за эволюционный путь развития, постепенные преобразования общественных отношений. Поэтому призывы оппозиции к коренным изменениям и переустройству общества и государства не получают поддержки у избирателей.
Люди различных национальностей и религий на протяжении столетий безбоязненно проживают на белорусских землях, поскольку белорусы характеризуются высокой степенью толерантности – национальной, расовой, конфессиональной терпимостью. Беларусь – одна из немногих стран мира, где отсутствуют конфликты на национальной и религиозной почве. Поистине уникальное свойство белорусов – умение жить в добрососедстве со всеми народами, сохраняя при этом свою национальную самобытность.
Отличительными чертами белорусского народа является стойкость и упорство в достижении намеченных целей, несгибаемость перед шквалами истории и ударами судьбы, героизм в борьбе с врагами. Исторически сложилось так, что белорусам на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое национальное существование. Мы можем гордиться подвигом славных сынов и дочерей нашего Отечества и должны стремиться к тому, чтобы память об их великих делах и свершениях жила вечно.
Примеров героизма не счесть – от Грюнвальдской битвы до защиты Брестской крепости. Множество раз возрождалась наша земля, как птица Феникс из пепла, оставаясь при этом БЕЛОЙ – незапятнанной невинной кровью. Огромное трудолюбие и безграничное самопожертвование простых людей позволило Беларуси утвердиться в качестве развитого цивилизованного государства.
Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам нашли свое воплощение в патриотизме. Для белорусов патриотизм – не абстрактное понятие. Именно патриотизм, ответственность за свою землю позволили защитить нашу Родину в минуты тяжелых испытаний, отстоять ее независимость.
Важно подчеркнуть, что патриотизм в сознании белорусов неразрывно связан с государственностью, с уважением к историческому прошлому своего народа, гордостью за его успехи и достижения. В белорусском обществе глубоко убеждение в том, что только сильное государство может быть защитником от внешних угроз, политических и социальных потрясений. Упования, связанные с ожиданием от государственной власти социальной справедливости и социальной защиты, традиционны для белорусов.
Переход к рыночным отношениям требует формирования таких качеств, как инициатива, предприимчивость, ответственность и осознанный риск. Однако чрезмерная рационализация культуры, мещанский практицизм и утилитаризм убивают духовность, превращая человека в расчетливого эгоиста. Белорусский народ должен использовать достижения западной цивилизации, ценности европейской культуры не для того, чтобы стать «истинно европейским народом», а для того, чтобы укрепить свою самобытность. Именно сохранение самобытности не позволит белорусам «раствориться» в современном глобализирующемся мире.
Духовное возрождение
Провозглашение 27 июля 1990 года независимости Республики Беларусь послужило импульсом для духовного возрождения белорусского народа. Не секрет, что на протяжении ряда столетий белорусы рассматривались не как самостоятельный этнос со специ­фической культурой и языком, а как часть польского или русского этносов. В силу ряда объективных причин политического характера и, прежде всего, из-за отсутствия национального государства, Беларусь традиционно выступала донором для других народов. Уроженцы современных территорий нашего государства были известными учеными, деятелями культуры и искусства различных стран.
После приобретения независимости остро встал вопрос о культурной самоидентификации белорусов, начался этап бурного роста национального самосознания. Это привело к углубленному изучению истории Беларуси, развитию белорусского языка и национальной культуры.
Возрождение белорусского народа невозможно без создания в обществе нравственной атмосферы, очищенной от бездуховности, мировоззренческой всеядности, агрессивной пропаганды насилия и порока. Служение данной цели – задача всех государственных и общественных институтов, воздействующих на формирование личности, и, в первую очередь, средств массовой информации.
СМИ должны способствовать приобщению каждого человека к духовным ценностям и национальным традициям, участию в общественных делах. Их функцией является не только отражение, но и формирование общественного мнения. Белорусские СМИ должны стать эффективным инструментом поддержания постоянной взаимо­связи между обществом и властью. Недопустимо использование телевидения, радио и печати для манипуляции общественным сознанием, насаждения реакционных взглядов, дискредитации белорусских властей.
Сегодня Беларусь нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и на благо общества, гражданине-патриоте, испытывающем чувство гордости за свою Родину. Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе патриотизма. Задача состоит в том, чтобы сохранить вековые традиции и нравственные ценности – любовь к Отечеству, уважение к труду, национальную и религиозную терпимость, справедливость, готовность к защите Родины.
Для патриотического воспитания граждан особую значимость имеют дела и поступки представителей народа, вобравших в себя лучшие национальные черты. Их образы десятилетиями, столетиями сохраняются в народной памяти, со временем отождествляясь с народной жизнью и превращаясь в мощный рычаг формирования национального самосознания. Среди них такие великие сыны Беларуси, как Ф.Скорина, К.Калиновский, Ф.Богушевич, С.Будный, Я.Колас, П.Машеров, М.Богданович, Я.Купала.
Необходимо сохранять преемственность поколений, формировать уважительное отношение молодых людей к результатам прежних свершений, не допустить разрыва морально-этических связей между поколениями.
Патриотическое воспитание предполагает привитие любви не только к стране, но и к своей малой родине – отчему дому, школе, деревне, традициям, обычаям, белорусской природе. Это и решение таких практических задач, как поддержание образцового порядка во дворе дома, в общежитии, местах культуры и отдыха и т.д.
Важная роль в формировании духовно-нравственных качеств молодых граждан Беларуси отводится Белорусскому республиканскому союзу молодежи. БРСМ должен разработать эффективную систему нравственно-патриотического воспитания молодежи, уделив особое внимание проблемам формирования активной жизненной позиции, положительных социальных ценностей и идеалов,
гражданственности.
Усилия следует направить на пропаганду здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физкультурой и спортом, искоренение пьянства, наркомании, проституции, на контрпропаганду западного «общества потребления». Воспитание молодого поколения необходимо строить не на боевиках и эротике, пропагандирующих культ насилия и свободной любви, а на ценностях своей страны, где высокая мораль, уважение к духовным и общечеловеческим ценностям, Родине, семье, людям старшего поколения являются традиционными устоями.
Только в результате совместной, взаимодополняющей воспитательной работы различных социальных институтов (государства, общественных организаций, школы, семьи) можно вырастить поколение настоящих патриотов, полноправных граждан своей страны, ответственных за ее будущее.
Особое значение в возрождении народа принадлежит социальному партнерству государства с церковью, которая призвана стать духовной опорой формирования высоконравственного человека и гражданина.
Белорусы нуждаются в высокохудожественных произведениях, прославляющих не только героическое прошлое, но и объясняющих непростое настоящее. Изображение «героев нашего времени», совершающих ежедневно гражданские и трудовые подвиги на благо Родины и государства, – главная задача современной белорусской культуры, которая является стратегическим ресурсом страны, фундаментом государственной идеологии.
Белорусской культуре следует стремиться избавиться от ложных ценностей псевдокультуры, замешанной на коммерции, способствовать приобщению граждан к богатствам мировой и отечественной классики и развитию самодеятельного народного творчества, содействовать возрождению национальных традиций и белорусского языка.
Руководство республики выступает за консолидацию усилий государства и творческой интеллигенции в деле воспитания граждан в духе социальных, моральных и эстетических идеалов белорусского народа.
Продолжение в №21

Автор: 
Светлана ПАРЕЧИНА, кандидат политических наук
Номер газеты: