К 165-летию выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии»

В начале февраля 1848 года вышел в свет созданный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом «Манифест Коммунистической партии». В нем очень емко, с научной точностью раскрыта природа классовой борьбы, ее участники и конечная цель. Манифест отражает истинную приверженность революционному делу пролетариата, созидательному делу коммунизма.
«Манифест Коммунистической партии» стал первым произведением зрелого марксизма и подтверждает неизбежность окончательной исторической победы принципов, изложенных в великом учении.
В начале своей работы Маркс и Энгельс указывали: «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат». Именно эти классы являются в капиталистическом обществе полярными силами с антагонистическими интересами. В примечании к английскому изданию 1888 года Энгельс дал очень четкие определения: «Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу».
165 лет назад К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали: «В ледяной воде эгоистического расчета затопила она (буржуазия - прим. автора) священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость… заменила (все духовное - прим. автора) эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников».
Белорусские коммунисты и сегодня, с учетом современного развития общества, считают, что современный пролетариат - это класс эксплуатируемых наемных работников физического и умственного труда.
Разве разразившийся мировой финансово-экономический кризис не подтверждает правильность положений авторов Манифеста об их закономерности. «Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который больше не в состоянии справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собою лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условиями существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества».
Еще 165 лет назад ими была раскрыта и природа кризисов - антагонизм между производительными силами и производственными отношениями капитализма: «Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство. Каким путем преодолевает буржуазия кризисы? С одной стороны, путем вынужденного уничтожения целой массы производительных сил, с другой стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых».
Современная мировая капиталистическая система и ее экономика, основанная на всевластии частной собственности, обнажили все изъяны и язвы такого жизнеустройства, их очевидную несостоятельность и бесперспективность. Пытаться отремонтировать такой социально-экономический и общественно-политический строй бессмысленно. Рано или поздно произойдет качественный скачок - коренная смена господствующих отношений собственности. И движущей силой, испытанным локомотивом истории по-прежнему будет пролетариат. «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс», - писали Маркс и Энгельс. И поясняют: «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность».
В 1890 году Ф. Энгельс пояснял, что при написании работы авторы не могли назвать ее «социалистическим манифестом», так как «социализм в 1847 году означал буржуазное движение, коммунизм - рабочее движение». К.Маркс и Ф.Энгельс рисуют образ будущего, исходя из возможности разрешения только тех противоречий, которые уже дают о себе знать в реальном обществе. Основным и главным из них является противоречие между трудом и капиталом, между коллективным трудом и частной формой присвоения. Исходя из этого, авторы Манифеста определяют сущность социализма-коммунизма: «Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности. Но современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».
Будущее за социализмом и это историческая неизбежность. Но на пути к нему предстоит пройти длительный переходный период, с присущей многоукладностью экономики, элементами буржуазного права. Но о переходном периоде от капитализма к социализму Маркс размышлял значительно позже.

Автор: 
Георгий АТАМАНОВ, секретарь ЦК КПБ
Номер газеты: