Идеология и ее значение в развитии общества

Идеология – система взглядов, при которых осознается, оценивается отношение людей к окружающей действительности и друг к другу.

Следовательно, идеология появилась на нашей планете вместе с появлением самого человека. Она помогала человеку в решении его главной проблемы – производства необходимых ему материальных и духовных благ, без которых он не может жить.
Производство, по меткому определению К.Маркса, есть соединение орудий труда с предметами труда при помощи живого труда человека. Такое соединение может быть индивидуальным и коллективным. Но поскольку человек не может обеспечить удовлетворение всех своих потребностей в этих благах только индивидуальным трудом, то он вынужден принимать участие и в коллективном труде, который, в свою очередь, порождает необходимость поиска принципа присвоения (распределения) вновь произведенных продуктов между участниками живого труда и метода его применения, т. е. удовлетворение потребностей человека в необходимых ему материальных и духовных благах разделяется на две самостоятельные и взаимозависимые фазы – фазу производства (отношения человека к окружающей его действительности) и фазу присвоения, распределения (отношение человека к человеку).
При индивидуальном производстве продукта обе эти фазы выполняются одним и тем же участником живого труда, и поэтому они не порождают дополнительных методологических и организационных мер.
Исследованием первобытнообщинного способа производства и присвоения продуктов, произведенным Ф.Энгельсом, было установлено, что при применении средств производства, являющихся личной и коллектив-
ной собственностью, применялся принцип учета количества и качества вложенного труда, а методом его применения был метод личного интереса, личной заинтересованности. Так опытным путем появилась на нашей планете общечеловеческая коммунистическая идеология отношения человека к человеку, позволившая ему в труднейших условиях его взаимоотношения с окружающей действительностью обеспечить не только удовлетворение своих текущих потребностей, но и создавать определенный страховой фонд.
Этим же исследованием рабовладельческого способа производства и присвоения продуктов, пришедшего на смену первобытнообщинного, было установлено, что средства производства вместе с участниками живого труда стали собственностью рабовладельца и поэтому принцип учета количества и качества живого труда, вложенного в производство продукта, был заменен принципом его присвоения, а метод личного интереса, личной заинтересованности был заменен на метод грубого физического и морального насилия. Так появилась на нашей планете античеловеческая эксплуататорская идеология отношения человека к человеку, разделившая человеческое общество на два антагонистических класса – класс рабов и класс рабовладельцев, породившая конфликт между материальным развитием и его общественной формой.
Тем же исследованием феодального способа производства и присвоения продуктов, пришедшего на смену рабовладельческого, было установлено, что и при нем сохраняется эксплуатация человека человеком, поскольку средства производства и участники живого труда остаются собственностью феодала, помещика, хотя метод применения эксплуатации частично изменен применением различных элементов, поощряющих участника живого труда, в повышении его эффективности. Но, несмотря на эти изменения, антагонистическая сущность эксплуататорской идеологии не позволила устранить конфликт между материальным развитием и его общественной формой.
Исследованием капиталистического способа производства и присвоения, распределения продуктов на ранней стадии его развития и становления, произведенным К.Марксом, было установлено, что эксплуатация человека человеком остается, несмотря на то, что участник живого труда не является собственностью капиталиста. Такая эксплуатация стала возможной потому, что участник живого труда, лишенный собственных средств производства, вынужден идти на рынок труда и продавать свою рабочую силу на условиях, выгодных покупателю, т. е. собственнику средств производства. В силу этого обстоятельства и при капиталистическом способе производства и присвоения продуктов антагонистические противоречия между владельцами средств производства (земли и продуктов прошлого труда) и участниками живого труда, лишенными средств производства, остаются.
Исследованием капиталистического способа производства и присвоения продуктов на империалистической стадии его развития, произведенным В.И.Лениным, было установлено, что антагонистические противоречия между трудом и капиталом не только сохраняются, но еще более обостряются, перерастают из местных и региональных в планетарные.
Таким образом, без преувеличения можно сказать, что история развития человеческого общества есть история борьбы между идеологией коммунистической, исключающей эксплуатацию человека человеком, и идеологией эксплуататорской, построенной на эксплуатации человека человеком.

Автор: 
Иван ДИКУН, член КПБ с июня 1943года
Номер газеты: