ГИГАНТ РЕВОЛЮЦИОННОЙ МЫСЛИ

Окончание. Начало в №14
В 1850 году Энгельс начал работать в торговой фирме «Эрмен и Энгельс» в Манчестере. Пожертвовав своими собственными творческими планами, Энгельс 12 лет оказывал материальную поддержку Марксу и его семье. «… Не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, – писал Ленин, – Маркс не только не мог бы кончить «Капитала», но неминуемо погиб бы под гнетом нищеты».
Замечательным памятником дружбы Маркса и Энгельса является их переписка, в которой они обмениваются мыслями по различным вопросам коммунистической теории и рабочего движения, философии и истории, естество­знания и техники, политэкономии, языкознания, дипломатии и военного дела. Переписка этих необыкновенных людей содержит бесценный материал для характеристики их как теоретиков, вождей пролетариата, поражающих могучей силой ума, великой энергией, моральной чистотой и благородством характера. Это были письма, полные страстной и неустанной борьбы за научную истину.
С конца 50-х годов Энгельс проявил глубокий интерес к философским проблемам естественных наук, выясняя возможность применить к ним материалистическую диалектику. Он делает вывод о том, что новейшие достижения естествознания подтверждают основные положения материалистической диалектики. Он намечает принципы новой классификации наук, основание которой составляет взаимопереход различных форм движущейся материи.
В этот же период Энгельс усиленно занимается вопросами военной науки и по праву становится первым военным теоретиком революционного пролетариата. Им впервые показана зависимость военного искусства от роста производительных сил и развития общественных отношений. Подобно тому как в сфере материального производства производительные силы определяют способ производства и производственные отношения, так в сфере военного дела оружие определяет способ ведения войны и военные отношения. «Ничто так не зависит от экономических условий, – писал он, – как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения. Не «свободное творчество ума» гениальных полководцев действовало здесь революционизирующим образом, а изобретение лучшего оружия и изменение солдатского материала; влияние гениальных полководцев в лучшем случае ограничивается тем, что они приспособляют способ ведения боя к новому оружию и к новым бойцам». Это было конкретизацией и развитием того, что они с Марксом сформулировали еще в «Немецкой идеологии»: производство определяет общение (отношение людей друг к другу); первое материализуется в виде орудий труда, а война тоже является формой общения, или, по Марксу, человекоубойной промышленностью.
В Англии, куда поселился и Маркс, Энгельс активно участвует в рабочем движении, в созда-
нии I Интернационала (становится одним из его руководителей); в создании революционной рабочей партии в Германии; в борьбе с мелкобуржуазными оппортунистическими и анархистскими взглядами.
Подлинной энциклопедией марксизма является книга «Анти-Дюринг» (1878), в ней разобраны «… величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук»; дано цельное изложение трех составных частей марксистской теории: диалектического и исторического материализма, политической экономии и учения о социализме и коммунизме. Такого обобщенного изложения до тех пор еще не было. В этом произведении Энгельс углубил обоснование ос­новного требования коммунистов – уничтожения («снятия» в диалектическом гегелевском смысле) частной собственности на общественные средства производства: индивидуальные средства производства были исторически закономерной и правомерной основой частной собственности; развитие общественных средств производства требует их обобществления. Для Маркса и Энгельса уничтожение частной собственности на общественные средства производства равнозначно устранению, исчезновению эксплуатации как неправомерного присвоения чужого труда. Только если «… общество возьмет во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производителями, – писал этот великой мыслитель. – Анархия внутри общественного производства заменяется планомерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за отдельное существование. Тем самым человек теперь … выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие». В «Анти-Дюринге» Энгельс обосновал историческую необходимость социального равенства, которое (в отличие от буржуазного требования равенства граждан перед законом) сводится к пролетарскому требованию уничтожения классовых различий. Почти одновременно с «Анти-Дюрингом» Энгельс пишет вторую свою крупную философскую книгу «Диалектика природы». Она имеет ценное методологическое значение. В ней рассмотрены такие проблемы, как естествознание и философия; классификация наук и проявление в них диалектических закономерностей; критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании. Одним из важных вопросов, стоящих в центре этого труда (равно как и «Анти-Дюринга»), является разработка предмета диалектического материализма и взаимосвязей между диалектикой, логикой и теорией познания, а также диалектического метода как единства диалектики, логики и теории познания; высказана глубокая мысль, что в местах соприкосновения различных наук следует ожидать наибольших результатов. История науки подтверждает это: именно так возникли многие современные науки – биофизика, биохимия, кибернетика и т.д. Именно так возник и сам марксизм. Многообразный вклад Энгельса в разработку других важных проблем, в их числе – трудовая теория происхождения человека. Труд должен быть главным критерием положения человека в обществе, труд, а не частная собственность на общественные средства производства, труд физический и интеллектуальный.
Энгельсу не удалось завершить работу над «Диалектикой природы». После смерти Маркса (1883) на его плечи легли все обязанности по руководству международным рабочим движением. Параллельно с деятельностью в Интернационале он осуществляет поистине гигантский труд, подготавливая к печати 2-й и 3-й тома «Капитала», главного научного труда своего друга и соратника. Завершением «Капитала» Энгельс воздвиг вечный памятник
не только Марксу, но и себе. «Действительно, эти два тома «Капитала», – писал Ленин, – труд двоих: Маркса и Энгельса». В этот же период им написана книга «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), которую Ленин оценил как одно из основных сочинений современного социализма. В этом произведении Энгельс значительно обогатил марксистское учение об общественно-экономической формации, о возникновении и развитии семьи, классов, государства; разоблачил лживость буржуазных теорий о «надклассовом» характере государства. На основе исторических фактов он доказал, что государство в антагонистическом классовом обществе есть ни что иное как орудие господствующего класса для подавления и эксплуатации низших классов. Последнее относится и к самой демократической буржуазной республике: «При ней богатство пользуется своей властью косвенно, но зато тем вернее: с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и биржей, который осуществляется тем легче, чем больше возрастают государственные долги и чем больше акционерные общества сосредотачивают в своих руках не только транспорт, но и самое производство и делают своим средоточием ту же биржу».
Выдающейся работой Энгельса стала его книга «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888). В отличие от предыдущих своих и Маркса работ, в этой книге Энгельс делает акцент на исследование надстроечных явлений – философии, этики, религии и т.п., отмечает активную роль надстройки, ее относительную самостоятельность и ее влияние на общественное развитие. Подобное смещение акцента еще более характерно для «Писем» Энгельса об историческом материализме. Основной их пафос – стремление оградить марксистское учение от вульгаризации и сведения его к экономическому материализму. Энгельс разъяснял, что нет автоматического действия экономических факторов, что люди сами делают свою историю, что в историческом процессе экономические условия являются определяющими лишь в конечном счете. «… Согласно материалистическому пониманию истории, – писал Энгельс в письме И.Блоху, – в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу». Развивая мысль, что надстройка, в том числе государственная власть, оказывает обратное воздействие на экономику общества, Энгельс писал: «К чему же мы тогда боремся за политическую диктатуру пролетариата, если политическая власть экономически бессильна?». В «Письмах» Энгельса ощущается тревога за будущее марксизма, который еще при жизни одного из его основоположников стал подвергаться всякого рода «переводам» и скороспелому «внедрению». «К сожалению, – писал он в одном письме, – сплошь и рядом полагают, что новую теорию вполне поняли и могут ее применять сейчас же, как только усвоены основные положения, да и то не всегда правильно. И в этом я могу упрекнуть многих из новых «марксистов»; ведь благодаря этому также возникала удивительная путаница».
В последние годы жизни Энгельс особенно много внимания уделял делу международного сплочения пролетариата. Он глубоко чувствовал всю ответственность, которая пала на его плечи, когда ему надо было и в области теории и в области практического политического руководства заменять Маркса. Внимательно и всесторонне изучая каждую страну, Энгельс следит за все растущей социалистической прессой, пишет руководящие статьи для социалистических газет, ведет огромную переписку с социалистами разных стран, принимает у себя в Лондоне многочисленных посетителей, руководит подготовкой международного конгресса социалистов и добивается победы марксизма в созданном на конгрессе в Париже в 1889 году объединении социалистических партий – II Интернационале. С его основанием еще больше расширяется партийно-политическая деятельность этого универсально образованного человека. Он воспитывал социалистические партии в духе последовательного пролетарского интернационализма, идейного единства, полного равноправия, согласованности действий, непримиримости к любым проявлениям оппортунизма и ультрареволюционности.
Подобно Марксу, Энгельс внимательно следил за революционной борьбой русского народа, предсказывая близость русской революции и возлагая на нее большие надежды; поддерживал постоянную связь с русскими революционерами. С большой радостью встретил он появление в России первой марксистской группы «Освобождение труда», члены которой всегда находили радушный прием и поддержку в его доме.
До последней минуты жизни Фридрих Энгельс участвовал в политической жизни Европы и наряду с Карлом Марксом был признанным вождем рабочего движения, продолжая оставаться «советником и руководителем европейских социалистов». До конца жизни Энгельс сохранял уверенность в неизбежности наступления качественно новой эры человеческой истории, которая устранит существующую систему с ее вопиющей несправедливостью, где одни люди властвуют, а бóльшая часть страдает. Грядущая новая эра создаст условия для всестороннего развития каждого человека и всего общества, ибо, цитируя заключительное положение теоретической части «Манифеста Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». С социализмом для человечества начинается новый период, такой век, когда впервые человек может действительно быть человеком.

Автор: 
Михаил ЖАРКОВ, член КПБ, доцент кафедры философии и логики МГЛУ, кандидат исторических наук
Номер газеты: