ГИГАНТ РЕВОЛЮЦИОННОЙ МЫСЛИ

В 2010 году исполнилось 190 лет со дня рождения одного из основоположников марксизма Фридриха Энгельса. Величие подвига Карла Маркса и Фридриха Энгельса заключается в том, что они коренным образом переработали каждую из основных областей общественной мысли, сложившихся к 40-м годам XIX века, слив их в качественно новое, целостное знание об обществе, которое соединили с практическим, революционным движением рабочего класса. Маркс и Энгельс в своих научных трудах первые разъяснили, что социализм – не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе. Вся написанная история до сих пор была историей классовой борьбы, сменой господства и побед одних общественных классов над другими. И это будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут основы классовой борьбы и классового господства – частная собственность и беспорядочное общественное производство. Интересы пролетариата требуют уничтожения этих основ, и потому против них должна быть направлена сознательная классовая борьба организованных рабочих. А всякая классовая борьба есть борьба политическая».
Уже в юные годы, несмотря на религиозное воспитание, Энгельс обнаружил острый, проницательный ум, самостоятельность мышления и независимость характера. Уже в это время он поражает своей колоссальной работоспособностью, умением целесо­образно использовать свое время, огромной силой воли, идейным мужеством, глубокой принципиальностью, стремлением участвовать в борьбе за преобразование существующих общественных отношений, где есть только господа и слуги, господа и слуги, – больше ничего, рабами управляет небольшая кучка господ. Подлинный же перелом в воззрениях Энгельса произошел, когда он столкнулся с жизнью рабочего класса наиболее развитой тогда капиталистической страны – Англии. Энгельс глубоко задумывается над причинами бедственного экономического положения пролетариев, над их политическим бесправием, изучает недостатки их идеологии, вскрывшиеся в ходе чартистского движения с его утопическими помыслами о добровольном отказе капиталистов от власти. В обращении к английским рабочим он писал: «Я оставил общество и званые обеды, портвейн и шампанское буржуазии и посвятил свои часы досуга почти исключительно общению с настоящими рабочими; я рад этому и горжусь этим». В Англии молодой сын фабриканта понял, что буржуазный «порядок» лишь прикрывается свободой и равенством, что на деле он есть ни что иное, как демократия собственности и собственников, в рамках которой у рабочих есть только одна свобода – работать на капиталистов или умирать с голоду. Это был не только научный вывод молодого Энгельса: он в это время стал коммунистом.
В 1844 году появляется первая работа Энгельса в области социальных наук – статья «Наброски к критике политической экономии», которую Маркс назвал гениальным наброском к критике экономических катего-
рий. В ней содержится критика буржуазной политической экономии и критика капиталистического общества с позиций угнетенных и эксплуатируемых масс. Критикуя буржуазных экономистов, Энгельс большое внимание уделяет разоблачению теории народонаселения Мальтуса, доказывает ее несостоятельность и особо подчеркивает значение научного прогресса в развитии производительных сил общества. В 1845 году вышла из печати его книга «Положение рабочего класса в Англии», одно из лучших произведений в мировой социалистической литературе. Этой работой Энгельс заложил основу научного анализа капитализма: были вскрыты такие закономерности капиталистического производства, как периодически повторяющиеся экономические кризисы, образование промышленной резервной армии безработных и усиление эксплуатации рабочего класса и трудящихся масс по мере расширения капиталистического производства. Энгельс также показал, что устранить эти бесчеловечные отношения можно только революционной классовой борьбой пролетариата, и что лишь на рабочем классе «зиждется вся сила нации и ее способность к дальнейшему развитию».
В августе 1844 года Энгельс встречается в Париже с Марксом, начинается их глубокая дружба и творческое содружество во всех областях теоретической и практической революционной деятельности. «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе». Их первым совместным трудом стала книга «Святое семейство», где Маркс и Энгельс подвергли глубокой критике идеализм Гегеля и младогегельянцев. Они приходят к важнейшей идее, что сами по себе передовые идеи могут вывести общество лишь за пределы идей старого строя, что «для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу». Содержанием истории является борьба трудящихся масс против эксплуататоров. Здесь же формулируется мысль о пролетариате как могильщике капитализма.
Развитием идей «Святого семейства» стала «Немецкая идеология» (1845–1846) основоположников марксизма. В этом исключительно богатом по своему идейному содержанию произведении обосновано исключительно важное положение о том, что общественное бытие людей определяет их общественное сознание, показана решающая роль способа производства во всей общественной жизни людей. По их убеждению, «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни… Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Но в отличие от предшествующего материализма, диалектический материализм существенно иначе и глубже понимает этот ключевой вопрос философии. Это вытекает из всего теоретического наследия основоположников марксизма и прежде всего из работ и писем самого Энгельса. Их диалектико-материалистическую концепцию данной проблемы можно выразить в следующих положениях: бытие определяет сознание первично и в конечном счете, но не в каждом конкретном случае; сознание оказывает обратное влияние на бытие, и между ними возникает взаимодействие на основе определяющей роли бытия; это взаимодействие носит исторический характер, и по мере его развития роль сознания возрастает; при определенных обстоятельствах роль сознания может стать преобладающей. Последнее возможно при грядущем социалистическом преобразовании общества, когда откроется возможность действовать на основе познания объективных законов мира.
Параллельно с теоретической работой Маркс и Энгельс приступили к организации революционной партии. В 1846 году в Брюсселе они создают Коммунистический корреспондентский комитет, призывая своих сторонников в других странах формировать подобные комитеты с целью установления постоянной связи между революционными организациями и создания Коммунистической партии. В 1847 году Энгельс пишет проект программы Союза коммунистов – «Принципы коммунизма», на основе которого создается затем «Манифест Коммунистической партии» (1848), возвестивший о рождении целостного марксистского учения, научной идеологии рабочего класса. Весьма важно отметить данное в «Принципах коммунизма» определение рабочего класса: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала… пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс ХIХ века». Развивая эту мысль, Энгельс позже ввел также понятие «пролетариат умственного труда», который, по его убеждению, «… призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции».
Таким образом, понятие рабочего класса не сводится к рабочим только ручного или машинного труда, и эта мысль особенно важна в современных условиях научно-технической и информационной революции.
Первой серьезной исторической проверкой жизнеспособности нового марксистского мировоззрения стала революция 1848–1849 годов; она продемонстрировала, что научный коммунизм является единственным учением, способным верно оценить расстановку классовых сил в мире, позиции различных классов и партий, закономерности их борьбы и последствия этой борьбы. Помимо теоретической и пропагандистской работы, Энгельс участвует в повстанческом движении, сражается на стороне революционных войск. «Все, кто видел его под огнем, – писала об Энгельсе Элеонора Маркс, – еще долгое время спустя рассказывали об его исключительном хладнокровии и абсолютном презрении ко всякой опасности». В ноябре 1849 года он переезжает в Лондон, где вместе с Марксом приступает к изданию теоретического журнала «Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение», а также помогает Марксу в реорганизации «Союза коммунистов». Это было время контрреволюции, торжества реакции. «Среди менее устойчивой части политических эмигрантов распространялись настроения упадка, растерянности, неверия в свое дело. И в этой обстановке Маркс и Энгельс оказались на высоте своего положения вождей революционного пролетариата. Теперь с особой силой сказались присущие им стальная выдержка, твердость характера, несокрушимый оптимизм, покоящийся на глубокой, научно обоснованной уверенности в правоте своего дела». Маркс и Энгельс считали, что даже самый горький опыт, самые тяжелые поражения не бывают напрасными, если народ извлекает из них для себя уроки. Изучить и обобщить опыт революции, донести его до сознания трудящихся масс – в этом они видели ближайшую задачу. Этой цели были посвящены работы Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 годы» и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», а также принадлежавшие перу Энгельса
«Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская вой­на в Германии» и «Революция и контрреволюция в Германии». Эти работы являются ярким свидетельством того, что марксизм складывался и развивался в неразрывной связи с революционной практикой. Обобщая опыт борьбы пролетариата и трудящихся масс в революционные годы, когда с наибольшей силой проявляется активность, инициатива народных масс, их творческая роль в историческом процессе, Маркс и Энгельс обогатили свое учение новыми важными выводами. Так, в книге «Крестьянская война в Германии» исследованы социально-экономические причины крестьянской войны XVI века, показаны истоки политической и религиозной борьбы того времени. На конкретном историческом материале классовой борьбы 1525 года Энгельс разъяснял также и уроки революционных боев 1848–1849 годов. Исследуя причины поражения народных движений XVI и XIX столетий в Германии, он приходит к важнейшему выводу о необходимости для победы революции зрелых объективных и субъективных условий. Эту мысль Энгельс развил в письме И.Вейдемейеру 12 апреля 1853 года. В нем он описал возможную ситуацию, когда относительно отсталая в то время Германия, но с передовой партией, и эта партия в условиях кризиса вынуждена будет действовать, что было бы, подчеркивал Энгельс, «во всяком случае преждевременным».
Известно, что аналогичную ситуацию пережила революционная Россия. Недостаточная зрелость предпосылок для социалистической революции – одна из главных причин всех проблем, с которыми столкнулась историческая попытка социалистических преобразований в Советской стране. Другая столь же важная причина – несостоявшаяся социалистическая революция в раз­витых капиталистических странах. Имеет смысл напомнить, что еще в 1847 году в «Принципах коммунизма» Энгельс вместе с Марксом пришел к выводу, что «… коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдет одновременно во всех цивилизованных странах… Она есть всемирная революция и будет поэтому иметь всемирную арену». Этого понимания он придерживался до конца, о чем свидетельствует и его письмо П.Лафаргу 27 июня 1893 года, написанное за два года до смерти.
Выдающийся образец марксистского исследования сложного комплекса исторических событий – работа «Революция и контрреволюция в Германии» (1851–1852). На примере германской революции 1848–1849 годов Энгельс показал определяющее значение в истории экономического базиса общества, необходимость его анализа для понимания политической истории и истории общественных идей, роль классовой борьбы в развитии антагонистического общества, закономерность революций как выражения насущных нужд и потребностей народов, удовлетворению которых мешает отживший общественный и политический строй. Касаясь тактики революционной борьбы, он писал, что «в революции, как и на войне, всегда необходимо смело встречать врага лицом к лицу, и нападающий всегда оказывается в более выгодном положении». Здесь содержится классическая формулировка марксистского учения о вооруженном восстании как искусстве, с исключительной четкостью указаны основные правила, которыми должна руководствоваться в восстании революционная пролетарская партия. По оценке Ленина, в этих правилах обобщены уроки всех предшествующих революций в отношении вооруженного восстания. Выводы Энгельса о восстании как искусстве были развиты и блестяще воплощены в ходе Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, стали неотъемлемой частью марксистского учения о пролетарской революции.
Окончание в №15

Автор: 
Михаил ЖАРКОВ, член КПБ, доцент кафедры философии и логики МГЛУ, кандидат исторических наук
Номер газеты: