Четыре мифа о БССР, колыбели современной белорусской нации. Часть 1

Встречаясь с людьми во время выступлений перед избирателями или в трудовых коллективах, мне, как коммунисту, часто задаются такие вопросы: Почему коммунистами недостаточно делается упор на теорию общественного развития? Почему в современных условиях наемным работникам так необходима коммунистическая партия? И высказываются пожелания - коммунистам нужно дружнее активизировать свою работу на местах.

Четверть века мы живем не в БССР. За эти годы в нашей стране сформировались новые поколения, не имеющие представления, каким государством было БССР, что в нем происходило, и что дала эта страна белорусам. На этой почве в обществе стали укореняться различного рода «мифы» и «сказания» о БССР, многие из которых создавались на протяжении ХХ века за границей, в рамках холодной войны. Попробуем разобраться в некоторых из них.
1. БССР и БНР. БССР являлась прежде всего белорусским государством, созданным совместно как частью белорусской элиты (Змитер Жилунович, Александр Червяков и др.), так и партийными кругами ВКП(б) (Вильгельм Кнориньш (Латвия), Александр Мясникян (Армения) и др.), что было связано с потребностью в кадрах, имеющих реальный опыт управления. В отличие от БССР, власть БНР распространялась на комнатку в доме на Володарке, где ее же и объявили. У БНР не было органов власти, а войска, выставлявшие себя за «армии БНР», на самом деле ими не являлись, а были или внешними агентами влияния (армия Булак-Балаховича), или сводились к «фейковым» образованиям авантюристов, не имеющих ни власти, ни ресурсов. БССР оказалась первым белорусским государством в прямом смысле слова. В нем были организованы органы государственной власти, система хозяйства, безопасности, образования, культуры, науки, массовой информации. В БССР окончательно оформился и впервые не на словах, а на деле стал государственным белорусский язык, сформировалась гуманитарная и техническая интеллигенция, а также государственная элита. До БССР белорусы не имели своего национального университета. У белорусов не было собственной Академии наук, театра Оперы и балета, Национальной библиотеки. Не было у белорусов также народных писателей и поэтов. За свою историю система просвещения БССР воспитала и образовала нобелевских лауреатов. За белорусами в БССР впервые, как и во всем СССР, закрепился статус титульной нации.
При этом белорусская нация формировалась не через противопоставление другим нациям и этносам, как это имело место в других государствах Центральной и Восточной Европы, а через советскую систему «дружбы народов», гуманитарную, культурную и хозяйственную кооперацию всех народов и этносов СССР во имя воплощения в жизнь социалистического проекта. Фактически для многих малых этносов и народностей политика «дружбы народов» стала гуманитарным спасением от ассимиляции и исчезновения. Многие малые народности впервые обрели собственную письменность, систему образования, литературу и делопроизводство на родном языке. Для белорусов же национальная политика в границах БССР обеспечила закрепление белорусской национальной идентичности в общих границах. Она сформировала современную белорусскую культуру.
2. БССР – якобы «марионеточное» государство. БССР являлась как полноправным основателем и учредителем СССР в 1922 г., так и 8 декабря 1991 г. добровольно и вместе с другими учредителями распустила Советский Союз. На деле это означает субъектность Советской Беларуси, где были обеспечены суверенные права белорусского народа. Конечно, суверенитет БССР, как и суверенитет любого государства, входящего в тесный союз, ограничен общими целями. Например, в СССР, как и сегодня в ЕС, стратегические вопросы, идеология и геополитический выбор делегированы наднациональным органам. После создания СССР, как теперь и в Евросоюзе, роль союзного центра постепенно расширялась. Однако БССР стала одним из государств - основателей ООН, принимала активное участие в работе ЮНЕСКО и других международных организаций. Именно благодаря кооперации с другими союзными республиками БССР смогла произвести рывок от аграрного хозяйственного уклада к космическим и информационным технологиям всего за сорок лет. Благодаря Советскому Союзу Беларусь стала полноценным государством, а белорусский народ - субъектом международных отношений.
3. БССР - это якобы часть репрессивной советской системы, которая должна быть осуждена, а советские символы запрещены. Либералы упрекают БССР в репрессивности модели, жестких политических условиях. Но ни один путь формирования нации и государственности не проходил через тепличные горнила судьбы. В большинстве стран мира подобные кровавые колыбели формирования национальных государств являются символами и гордостью всей нации. Возьмем хотя бы Францию, в которой Французская буржуазная революция 1789 г. является фабрикой современной французской государственности, а день взятия Бастилии 14 июля - государственным праздником. Под государственным флагом Франции и одновременно знаменем революции, три разных цвета которого символизируют «свободу», «равенство» и «братство», более трехсот лет назад происходила кровавая бойня, унесшая жизни если не миллионов, то сотен тысяч человек, что по меркам XVIII в. является ужасающей цифрой. Чего стоит уничтожение целого города Вандеи, не согласного с революцией и количеством там жертв в 200 тысяч. Несмотря на трагизм Французской революции, эти события положены в основы государственности современной Франции и являются ее центральным идеологическим элементом. Флаг, под которым еще 330 лет происходила революция, сегодня выступает национальным символом и гордостью французов, олицетворением их гуманизма и приверженности общечеловеческим ценностям, а национальный праздник символизирует независимость и свободу французского народа. Вторым примером могут служить США. Их история ковалась в перманентном уничтожении под звездно-полосатым флагом коренного населения Северо-Американского континента - индейцев. Под символом американской государственности было истреблено более 20 миллионов индейцев. Историк Дэвид Станнард считает, что коренное население Америки (включая Гавайские острова) стало жертвой «Евроамериканской геноцидной войны». По его оценкам погибло почти 100 миллионов от того, что он назвал «Американским холокостом» Американцы в 1860-е гг. в момент гражданской войны изобрели также еще очень «эффективное средство» - концентрационный лагерь, который под знаменем свободы методично и технично ликвидировал идеологических противников. Поскольку историю пишут победители, то события, связанные с ужасами концлагеря «Андерсонвилль», организованного южанами для содержания федералов, получили огласку, а ужасы 11-ти концлагерей (в том числе лагерь «Дуглас»), организованных северянами для содержания конфедератов, были преданы забвению. Молчание длилось 130 лет, и только в конце XX века начались расследования историков, которые подняли старые архивы и обнародовали документы, связанные с концентрационным лагерем «Дуглас», уничтожавшем людей под звездно-полосатым знаменем свободы и демократии. Это не мешает американцам использовать звездно-полосатый символ «свободы» как национальную гордость. Традиция лагерей в США и сегодня продолжается. Вспомним хотя бы Гуантанамо, где без суда и следствия держат заключенных. Уже в начале ХХ в. в некоторых штатах США была изобретена и до середины ХХ в. массово использовалась евгеника, позже более известная как «расовая гигиена», приведшая к насильственной стерилизации десятков, если не сотен тысяч человек. На этом фоне политические репрессии в жестких, экстремальных условиях противостояния всему капиталистическому миру в 1930-е гг. в БССР выглядят, мягко говоря, бледно.
Конечно, мы должны помнить невинные жертвы, но отказываться от истории, ее символов и героев было бы просто смешно. Коллективизация и сверхиндустриализация происходили в чрезвычайных обстоятельствах борьбы, противостояния с капиталистическим миром, неравной гонки технологий и возможностей. «Железом и кровью» в БССР ковалось новое индустриальное пространство человека труда, науки и техники. Белорусы из деревенского народа начала ХХ в. за тридцать лет трансформировались в нацию космического уровня со своими героями-космонавтами Климуком и Коваленком. Эти достижения за такой малый отрезок времени можно было сделать только неимоверными и порой трагическими усилиями. Однако слава героев заключается в том, что они достигли результатов ценой собственных жертв, но эти жертвы не столько трагичны, сколько героичны.

Окончание в следующих номерах.

Автор: 
Петр ПЕТРОВСКИЙ, Институт философии НАН РБ
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
9 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.