«Челночный» бизнес приграничья ударил по ценам

Злободневной темой последней пары недель в белорусских СМИ стал вопрос поднятия цен на топливо. Естественно, так называемая проблема коснулась в основном автолюбителей. Некоторые автовладельцы, не вникая в суть повышения цен, даже начали предсказывать, что, мол, в скором времени произойдет девальвация белорусского рубля, поэтому пора бежать на автозаправки и скупать нефтепродукты.

Как поясняют эксперты, повышение акцизов на белорусское горючее еще связано и с обязательствами по унификации акцизной политики в ЕЭП. Унификация направлена на то, чтобы примерно одинаковый уровень себестоимости составляли акцизы с точки зрения создания равных конкурентных преимуществ наших производителей на таможенном пространстве.

Примечательно, но во всей этой истории больше всех злорадствуют водители приграничных городов, ностальгируя по акциям «Стоп-бензин». Однако если взглянуть на это повышение с обратной стороны, то именно они и были одной из причин этого повышения. Именно такого мнения придерживается житель Витебска, явно не имеющий отношения к «челночному» бизнесу. На одном из форумов в интернете инженер Александр заявил: «Почитал, что тут пишут якобы пострадавшие из-за ограничения вывоза из Беларуси бензина. Это в основном те, кто живет в приграничных районах. Большинство из них, оказывается, нигде официально не работают, а занимаются «черным» бизнесом. Дело хорошее, ни тебе налогов платить, ничего не надо. Не подумайте, что я кому-то завидую или учу жить. Ни в коем случае. Но этим ребятам хочется сказать откровенно: если уж вы занимались нелегальным бизнесом, из-за чего, собственно, и перекрыли вам кислород, то не стройте из себя обиженных и не устраивайте показательные выступления на всю страну».

Стоит заметить, что стоимость бензина на наших автозаправках до сих пор ниже, чем во всех соседних государствах. Поднятие цен действительно подрывает «бензовозный» бизнес водителей из приграничья. До повышения пошлин они неплохо зарабатывали на выгодной разнице в ценах белорусского топлива, перевозя его за границу для перепродажи.

Не секрет, что в приграничье многие привыкли жить за счет спекуляций на топливе или продуктах. Естественно, когда литр бензина в Беларуси даже по курсу Нацбанка стоит меньше доллара, а в Польше или Литве – существенно больше (около 1,5 евро), то находится немало предприимчивых граждан, которые умудряются зарабатывать на этой разнице. Куда проще – залить полный бак бензина или дизеля, прихватив с собой парочку резервных канистр и пересечь границу, до которой рукой подать. Если не лениться, то заработок будет довольно существенным и, заметьте, без всякой уплаты налогов.
Таких «челноков» смело можно отнести к категории граждан, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью. То, что из-за таких ходоков на границах создаются очереди, в которых часами вынуждены стоять люди, выезжающие по работе или на отдых, спекулянтов мало волнует. Принудительно ограничив таким людям выезд, государству почти удалось решить данную проблему.
Даже, несмотря на недавнее подорожание топлива, цены на него в сравнении с той же Польше или Литвой все равно остаются на 5 – 8% ниже. Нелегальный бизнес стал менее выгодным, но все еще способен приносить доход.

Непопулярная мера с повышением цены могла вызвать возмущения, прежде всего, у тех, кто годами зарабатывал за счет «челночного» бизнеса. Вероятно, совсем скоро таким «бизнесменам» придется идти искать себе настоящую работу. Наживаться на разнице цен уже не получится. Но это ведь не смертельно.

Конечно, принятое решение правительства затронуло не только спекулянтов. Из-за предприимчивости «челноков» пострадали туристы и те, кто ездит в загранкомандировки. А ведь вряд ли кто-то из них дополнительно берет в поездку по пятьдесят или сто литров бензина. Под завязку заправляются разве что те, кто путешествует с семьей, стараясь по максимум заполнить бак и не переплачивать за топливо за границей.

В целом «подтягивание цен» на топливо хотя бы до уровня России кажется вполне логичным, и действенным от такого агрессивного спекулятивного вывоза из страны. Цены должны быть справедливы с точки зрения их близости к параметрам соседних государств.

Автор: 
Владимир ЧЕСНОКОВ
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6 + 14 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.