Белорусская оппозиция превращает сбор подписей избирателей в доходный промысел

В предвыборный период у каждого своя арифметика: избирательные комиссии пересчитывают электорат, журналисты – количество претендентов, а политологи – рейтинги кандидатов. Белорусская оппозиция по традиции считает деньги, которые заработает на избирательной кампании, и проявляет завидную изворотливость в способах их добывания. Если гоголевский Чичиков наживался на «мертвых душах», то оппозиция – на белорусских избирателях, а вернее – на их автографах.
Ни одни выборы в стране не обошлись без сетований белорусской оппозиции на недостаточное финансирование ее электоральных телодвижений. Вот и на сей раз, стоит затронуть в общении с претендентами на власть тему бюджета избирательной кампании, как глаза у них становятся точь-в-точь, как у диснеевского Скруджа Мак-Дака. «Для проведения настоящей, полноценной кампании с прицелом победить нужно порядка $20 млн», – озвучивает общие умонастроения один из «кандидатов в кандидаты». Сумма впечатляет: получив такие средства черным налом (а по-другому невозможно, закон ограничивает максимальный размер избирательного фонда, чтобы поставить кандидатов в равные условия), можно уже и рукой махнуть на президентские амбиции – на зарплату президента столько за всю жизнь не насоби­раешь.
Разумеется, львиная доля средств по традиции осядет в карманах оппозиционной верхушки, но кое-что перепадет и рядовым. Например, на этапе сбора подписей. По закону члены инициативной группы выдвиженца работают безвозмездно, то есть даром. В силу своих политических убеждений и гражданской позиции. Но в оппозиционной практике все выглядит несколько иначе. Каждая подпись белорусского избирателя в поддержку оппозиционного кандидата имеет свою цену в «американских рублях». Платят, разумеется, не избирателю, а сборщику подписей. Чтобы убедиться в этом, достаточно немного порыться в Интернете.
Так называемых волонтеров (ибо настоящие волонтеры должны работать за идею) оппозиция начала активно использовать в избирательных кампаниях с начала 2000-х. То ли идеологические мотивы работать перестали, то ли резко сократился круг людей, готовых тратить лучшие годы жизни на псевдополитическую деятельность в рядах оппозиции, но отныне участие в сборе подписей превратилось в способ заработка. Расценки зависят от размеров черной кассы кандидата.
Вначале это были скромные цифры – 10-20 центов за подпись. Но, учитывая тогдашние размеры средней зарплаты по стране, в итоге набегало в разы больше заработка инженера, рабочего или учителя. Поскольку выборы в Беларуси проводятся достаточно часто (то президентские, то парламентские, то в местные советы), бизнес-волонтеры вошли во вкус. Например, в 2004 году предлагаемая такса в 15 центов за подпись вызвала у них бурю неподдельного возмущения. «Это какое-то издевательство, – негодовал в интервью 22-летний «волонтер». – На выборах в местные советы весной прошлого года за подпись в Минске платили как минимум 30 центов. Все ждали, что в ходе парламентской кампании такса будет уж никак не меньше. Я полагаю, сейчас будет трудиться новый штат волонтеров, согласных на такие деньги. Ребята с опытом за гроши работать не станут».
Особенно доходными становятся для охотников за автографами президентские выборы – здесь ставки повыше. Например, на выборах 2001 года за добытую подпись в поддержку оппозиционного кандидата платили от 50 до 80 центов. На выборах 2006 года ставки доходили до $1. В нынешнюю избирательную кампанию знающие люди прогнозируют, что они могут достичь и $3. Как отмечает газета «Наша ніва», «змякчэнне і незалежніцтва рэжыму ў многіх людзей зняло маральныя матывацыі для актывізму». Если проигнорировать традиционные для некоторых СМИ словесные штампы, то получается, что политика действующего Президента, направленная на консолидацию общества вокруг идеи укрепления суверенитета и независимости Беларуси, отнимает у его оппонентов идеологические инструменты. Им остается полагаться только на тугую мошну. Которая, разумеется, есть не у всех. Как отмечает все та же «Наша ніва», «сёлета толькі Саннікаў і Някляеў і, у нашмат меншай ступені, Міхалевіч маюць рэсурсы на кампанію».
Ставка на черную кассу превращает избирательную кампанию оппозиционных кандидатов в довольно неприглядное зрелище. Сначала более состоятельный претендент перекупает на корню актив у конкурентов, потом скупает у этого актива подписи избирателей, а венчают все внутренние разборки по поводу взаиморасчетов – в чьих карманах осели деньги и почему не все получили обещанный гешефт.
Для наглядности – взгляд из провинции. «Сённяшні дэмакрат – чалавек прагматычны, ён спярша пра сваю кішэнь падумае, а ўжо потым – пра народ беларускі. Часы, калі народ бясплатна ішоў на барыкады, мінулі, і герояў зараз няма…Нават самыя апантаныя «беларусы» і прынцыповыя «барацьбіты з рэжымам» з Беларускай Хрысціянскай Дэмакратыі паддаліся на звон срэбра!.. Ўсе яны вырашылі для сабе, што трэба «гаварыць праўду». Чаму яны не рабілі гэтага раней – невядома. Мабыць, таму, што раней за гэта не плацілі», – рассуждает политолог на гомельском интернет-ресурсе.
А вот другая история, из той же Гомельской области, из Рогачева. Там двое сборщиков подписей, с которыми не рассчитались после президентских выборов 2006 года, попытались «в счет долга» силой вынести телевизор из квартиры своего «куратора». При разбирательстве в милиции выяснилось, что никто из фигурантов скандала официально не состоял в инициативных группах кандидатов (то есть, права собирать подписи вообще не имел), и что собирали они подписи для нескольких кандидатов сразу. Такой вот занятный электоральный бизнес.
Так что сбор подписей за претендентов от оппозиции можно смело проводить под лозунгом: «Подпишитесь за нашего кандидата – и один белорус уж точно станет жить богаче».
Алексей МАЦЕВИЛО, БЕЛТА

Автор: 
Алексей МАЦЕВИЛО
Номер газеты: