Беларусь сделала свой выбор

В конце ХХ – начале XXI века изменился мир и изменился капитализм. Мы живем в тревожное, переломное время. США и НАТО пытаются силой навязать мировому сообществу политику глобализации, смысл которой в консервации несправедливых отношений на международной арене, когда западные страны потребляют четыре пятых общего достояния человечества за счет эксплуатации трудового народа других государств. Международный империализм стремится к мировому господству, к установлению нового миропорядка, управлять которым будут США. Политика глобализации противодействует интеграционной парадигме развития человечества, провоцирует межнациональные и межрелигиозные конфликты, дестабилизирует международную безопасность, лишает молодые поколения достойного и справедливого будущего, обрекает страны и народы всего мира на социальную деградацию, нравственное одичание, экологическую катастрофу и историческую безысходность. Республика Беларусь была и остается небольшим островком стабильности в этом бушующем мире. И коммунистическая партия совместно со всеми здоровыми левопатриотическими силами общества прилагает все усилия, чтобы не допустить дестабилизации обстановки в стране и построить государство для народа. Для достижения этой гуманной цели необходимо творчески развивать марксистско-ленинское учение, а значит, опираясь на исторический опыт, связать теорию с современной практикой.
Партия опирается на начала централизма и дисциплины в сочетании с демократическими нормами равноправия, самоуправления, гласности и действует в строгом соответствии с принципами законности, идейности, общности и партийного товарищества. Опыт доказывает – только в единстве, сплоченности, высокой организованности и дисциплине, теоретической выдержанности и умении повести за собой массы – сила и авторитет партии.
Именно поэтому перед нами стоит весьма важная задача – это политическое укрепление наших рядов на основе продуманной и взвешенной идеологемы, отвечающей на вопросы и вызовы современного мира. Такой идеологемой должна стать наша Программа. Небольшой политико-статистический анализ показывает, что в обществе имеют место позитивные симптомы: нет отторжения населением Программы Коммунистической партии, ощущается консолидация вокруг созидательных лево-патриотических сил страны, нацеленных на реализацию программы социально-экономического развития, утвержденной третьим Всебелорусским народным собранием.
В Коммунистической партии Беларуси идет работа над подготовкой изменений и дополнений в партийную Программу. В этой связи на страницах газеты «Коммунист Беларуси. Мы и время» развернулась дискуссия о классовом сознании и сущности пролетариата. На мой взгляд, существует множество моментов, на которые надо обратить внимание. Эти вопросы нужно рассматривать глубже и с позиций настоящего времени, ведь жизнь не стоит на месте. Бесспорно учение марксизма-ленинизма – это вектор движения в будущее, но перед нами стоит задача творчески развивать наследие К.Маркса и В.И.Ленина в современных условиях. Достижение нашей общей цели – строительство сильной и процветающей Беларуси – зависит, в том числе, и от того, насколько мы, современные коммунисты, сможем, исходя из принципиальных положений марксизма, наполнить их живым содержанием, опираясь на исторический опыт и наше понимание достигнутого уровня развития производительных сил, общественных отношений и социальной структуры.
Прежде всего, нужно дать ответы на следующие вопросы. Что такое сегодняшний пролетариат? Какие социальные группы он включает? А значит, следует вспомнить, что из себя пролетариат представляет как класс, каковы его сущностные признаки, в чем отличие от других эксплуатируемых классов и групп? Итак, пролетариат – это класс юридически свободных работников, лишенных собственности на средства производства и продающих вследствие этого свою рабочую силу классу капиталистов. Только сочетание этих трех признаков отличает пролетариат от остальных групп трудящихся.
Античные пролетарии не участвовали в общественном производстве и не составляли пролетариата в полном смысле этого слова.
Рабы не владели средствами производства, но были лично зависимы.
Крепостные крестьяне хотя и были эксплуатируемым классом, но владели некоторыми средствами производства и также не обладали свободой продажи своей рабочей силы.
В XIX веке, да и в начале XX-го века, как правило, только рабочие были «свободны» от средств производства, свободны лично и как люди наемного труда противопоставлены в процессе производства классу капиталистов. Поэтому понятия пролетариат и рабочий класс совпадали. В большинстве случаев Маркс и Энгельс использовали их как синонимы.
Но по мере развития капитализма шла пролетаризация общества, то есть процесс формирования и пополнения пролетариата из других классов и слоев буржуазного общества. Ленин рассматривал ее как основную тенденцию капитализма. В массовых масштабах складывается сельский пролетариат, частично пролетаризируются и другие слои работников наемного труда – конторские работники, рядовые служащие и специалисты среднего звена непроизводственной сферы и т.п. Хотя со времени Ильфа и Петрова термин «пролетарий умственного труда» приобрел ироническую окраску, но он точно показывает, что границы пролетариата расширились, не только количественно, но и качественно.
Разумеется, это приводило к определенной неоднородности пролетариата, как, строго говоря, был неоднороден и рабочий класс, революционное ядро которого – индустриальные рабочие как бы находились в окружении рабочей аристократии, с одной стороны, и люмпенизированных слоев – с другой.
Однако эта неоднородность не меняла сути того, что Советская власть, установленная в нашей стране после победы Октябрьской революции, была диктатурой всего пролетариата над всеми эксплуататорскими слоями крупной и мелкой буржуазии города и деревни.
На протяжении первых двух десятилетий Советской власти шло последовательное вытеснение буржуазных классов из системы производственных отношений. Массовая коллективизация и ликвидация кулачества как класса стали последним этапом этих исторических преобразований.
Но что означала ликвидация буржуазии в целом для самого пролетариата? Вот мнение Маркса: «Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превратит себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем более и свое собственное господство как класса».
Энгельс не менее категоричен: «Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства, прежде всего, в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности».
И с абсолютной логичностью Сталин заявил на Чрезвычайном 8-м Всесоюзном съезде Советов в ноябре 1936 года: «Взять, например, рабочий класс СССР. Его часто называют по старой памяти пролетариатом. Но что такое пролетариат? Пролетариат есть класс, лишенный орудий и средств производства при системе хозяйства, когда орудия и средства производства принадлежат капиталистам и когда класс капиталистов эксплуатирует пролетариат. Пролетариат – это класс, эксплуатируемый капиталистами. Но у нас класс капиталистов, как известно, уже ликвидирован, орудия и средства производства отобраны у капиталистов и переданы государству, руководящей силой которого является рабочий класс. Стало быть, наш рабочий класс не только не лишен орудий и средств производства, а наоборот, он ими владеет совместно со всем народом. Можно ли после этого назвать наш рабочий класс пролетариатом? Ясно, что нельзя».
И в этих словах Сталина нет никакой ревизии марксизма, как утверждают сегодня некоторые ультралевые теоретики. Нет и претензии на новое слово в марксизме. В них нечто большее – констатация победы теории, воплощенной в жизнь.
С этого момента термины «пролетариат», «диктатура пролетариата» более не используются в партийных документах и политической литературе при характеристике социалистического государства. Как правило, говорится о государстве трудящихся.
Из сказанного следует, что при социализме никакой классовой диктатуры быть не может. Действительно, против кого и со стороны кого она была, либо могла бы быть направлена? Диктатура рабочих над интеллигенцией, над крестьянством? Использование жестких мер против тех или иных индивидуумов (валютчиков, теневиков и т.п.), действия которых наносят ущерб обществу – не есть диктатура. При коммунизме, говорит Ленин: «...некого подавлять, – «некого» в смысле класса, в смысле систематической борьбы с определенной частью населения. При этом мы не отрицаем возможности и неизбежности эксцессов отдельных лиц, а равно необходимости подавлять такие эксцессы».
Контрреволюционный переворот 1991 года временно повернул вспять колесо истории. Последовавшая затем капиталистическая реставрация возродила буржуазию, а вместе с ней и ее постоянного антагониста – пролетариат. И только историческая мудрость белорусского народа позволила избежать ликвидации общенародной собственности, остановила развал экономики, социальной сферы, науки и культуры, спасла Беларусь от утраты национальной государственности и неминуемой денационализации. Белорусский народ из двух вариантов выбрал и поддержал именно то государство, которое провозгласило важнейшим принципом социальную справедливость, защиту прав тружеников и равенство наций. Беларусь сделала свой выбор, притом самостоятельно и самым демократическим путем, дав ответ на самые важные вопросы в ходе всенародных референдумов.
Белорусская модель развития, которая предполагает социально ориентированную, многоукладную экономику, сформировавшаяся к настоящему времени, сохранила систему социально-нравственных ценностей, на которых основывалась БССР. Она позволяет в нынешних условиях вести государственное строительство в интересах белорусского народа, активно участвовать в интеграции в систему мировых хозяйственных отношений с учетом национальных интересов. У нас сохранена и приумножена общенародная собственность. Акционирование предприятий как одна из форм собственности тоже может быть рассмотрена как общественная собственность. Например, предприятия, более 50% акций которых принадлежат государству, а также предприятия, акции которых полностью принадлежат трудовому коллективу, на мой взгляд, также нужно рассматривать как общественную собственность на средства производства. В том числе и организации, где работает научная и творческая интеллигенция.
А ведь многим в коммунистическом движении представляется, что признание интеллигенции частью трудящихся чуть ли не подрывает устои. Ошибка заключается в том, что они ставят знак равенства между интеллигенцией и ее верхушкой, такими «деятелями», как Киселев и Гайдар, Некляев и Шушкевич и т.д. Но так называемая «элитная» интеллигенция, ставшая главной идеологической силой новой буржуазии, которая рвется во власть и хочет вернуть себе господство, составляет всего десятую часть всей интеллигенции. Что же до работников массовых профессий умственного труда, то и по уровню жизни и по коллективистскому характеру работы на предприятиях, НИИ и КБ, учебных заведениях и т.п., они уже в годы Советской власти существенно не отличались, и тем более не отличаются сейчас, от трудящихся. Да и разве слабеет рабочее движение оттого, что плечом к плечу рядом с ним становится массовая интеллигенция?
В этой связи можно ли назвать наших трудящихся пролетариатом в классическом смысле этого термина? Думаю, что нет. Разумеется, существует определенная неоднородность трудящихся, в среде которых присутствует и рабочая аристократия, и люмпенизированные слои. Мне кажется, что, характеризуя современную общественно-политическую ситуацию в Республике Беларусь, коммунисты должны давать адекватную оценку учитывать интересы широких социальных слоев трудящихся.
Николай ВОЛОВИЧ,
первый секретарь
Фрунзенского РК КПБ г. Минска, член Бюро Минского ГК КПБ,
магистр физико-математических наук

Автор: 
Николай ВОЛОВИЧ
Номер газеты: